Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-154/2022 (2-3275/2021;) ~ М-3165/2021 от 14.10.2021

57RS0023-01-2021-004817-59

Дело №2-154/2022 (2-3275/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,

при секретаре Заугольной В.М.,

помощник судьи Носова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла в интересах Кофановой М.И., Кофанова С.Ю., несовершеннолетних ФИО21 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор Заводского района г. Орла обратился в интересах Кофановой М.И., несовершеннолетних ФИО4, ФИО1, Сумароковой Е.С., Захаркина С.И., Захаркиной А.Ю. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что в жилом помещении, признанным аварийным и подлежащим сносу по адресу: <...> ком. <данные изъяты> зарегистрированы по месту жительства: наниматель Захаркин С.И., его дочь Кофанова М.И., внук Кофанов Р.С., внучка Кофанова С.С., внучка Захаркина А.Ю., и дочь Сумарокова Е.С.

Решением Заводского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ за указанными лицами признано право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Кроме того, Кофанов Р.С., является ребенком инвалидом, которому установлен диагноз <данные изъяты>

По указанным основаниям, просит суд обязать администрацию г. Орла предоставить Захаркину С.И. и членам его семьи Кофановой М.И., ФИО1, ФИО4, Захаркиной А.Ю. и Сумароковой Е.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 108 кв.м.

В процессе рассмотрения гражданского дела прокурор Заводского района г. Орла уточнил исковые требования и окончательно просил суд, обязать администрацию г. Орла предоставить ребенку – инвалиду ФИО1, и членам его семьи матери Кофановой М.И., отцу Кофанову С.Ю. и сестре ФИО4 вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 72 кв.м.

В связи с уточнением исковых требований, процессуальный статус Захаркина С.И., Захаркиной А.Ю. и Сумароковой Е.С. изменен с истцов на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Чаусова С.А. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Кофанова М.И. и Кофанов С.Ю., действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО4, в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Гредина О.Н. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает уточненные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин, и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди по предусмотренному данной нормой основанию необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса Перечне.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).

Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. № 4-П признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний ФИО1, <данные изъяты>, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказ Минздрава России от 29.11.2012 №***н (<данные изъяты>), и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н <данные изъяты>

Постановлением мэра г. Орла от ДД.ММ.ГГ семья Кофановой М.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в составе трех человек (сама Кофанова М.И., дочь ФИО4, сын ФИО1) по основанию, предусмотренному статьей 51 ЖК РФ.

Этим же постановлением ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма со льготой ребенок – инвалид.

Как следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании Кофановой М.И. отказано во внесении изменений в учетные данные супруга Кофанова С.Ю., приходящегося также отцом несовершеннолетнему ФИО1 в связи с тем, что Кофанов С.Ю. зарегистрирован по месту жительства вне пределов муниципального образования г. Орел.

При этом, при проверке оснований для принятия на соответствующий жилищный учет семьи Кофановой М.И. проверено также имущественное положение Кофанова С.Ю.

В связи с чем, муниципальным казенным учреждением «Жилищное управление г. Орла» представлены в адрес суда письменные сведения о признании семьи Кофановых (состав семьи Кофанов С.Ю., Кофанова М.И. и их несовершеннолетние дети ФИО1 и ФИО4) малоимущей.

Также судом установлено, что Кофанова М.И., а также несовершеннолетние ФИО1 и ФИО4 зарегистрированы по месту жительства и до сентября 2020 г. фактически проживали в жилом помещении по адресу: <...>

Кофанов С.Ю. проживал в указанном жилом помещении одной семьей с супругой Кофановой М.И., а затем несовершеннолетними детьми ФИО4 и ФИО12 без регистрации в период с 2015 г. по сентябрь 2020 г.

Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ за Кофановой М.И., несовершеннолетними ФИО4 и ФИО12, Захаркиным С.И., Сумароковой Е.С. и Захаркиной А.Ю. признано право пользования жилым помещением по адресу: <...> на условиях социального найма.

Заключением Орловской городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ №*** многоквартирный жилой дом <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №***, установлен срок для переселения граждан из данного дома - до ДД.ММ.ГГ.

Основанием для принятия такого решения послужило заключение общества с ограниченной ответственностью Внедренческий научно-технический центр «Исток» 2020 года.

Постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** введен режим функционирования повышенной готовности, определена граница территории в пределах многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация.

До настоящего времени семья ФИО1 жилым помещением во внеочередном порядке не обеспечена.

В связи с аварийным состоянием указанного жилого помещения, при котором имеется угроза жизни и здоровью истцов, семья Кофановых вынуждена арендовать за плату жилое помещение по адресу: <...>.

Согласно выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО1, Кофановой М.И. и их несовершеннолетних детей отсутствует информация об их правах на жилые помещения.

Таким образом, учитывая, что несовершеннолетний ФИО1 имеет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, и право на дополнительную жилую площадь, учитывая, при этом, вопреки доводам представителя ответчика, в силу положений части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении жилого помещения.

Суд соглашается с доводами прокурора о предоставлении жилого помещения на состав семьи четыре человека: ФИО1, Кофанова М.И. (мать), Кофанов С.Ю. (отец), ФИО4 (дочь), поскольку несовершеннолетний ФИО1, являющийся ребенком-инвалидом и имеющий заболевания: детский церебральный паралич и структурную фокальную эпилепсию, нуждается в круглосуточном уходе и опеке, которые не могут быть обеспечены в случае его самостоятельного проживания.

В судебном заседании Кофанов С.Ю. пояснил, что малолетний ФИО1 посещает специализированное детское дошкольное учреждение, куда он его каждый день доставляет и забирает обратно, ребенок требует постоянного ухода за ним, без посторонней помощи ребенок прожить не может. Старшая дочь ФИО4 в силу своего возраста также нуждаются в уходе и заботе родителей.

При таких установленных обстоятельствах, учитывая малолетний возраст и имеющиеся ФИО1 заболевания, предопределяющие необходимость совместного проживания с родителями, с которыми у него сложились близкие детско – родительские отношения, привязанность к сестре, и ее нуждаемость в заботе родителей, суд полагает об удовлетворении заявленного прокурором <...> иска, и считает необходимым возложить на администрацию г. Орла обязанность предоставить ФИО1 на состав семьи четыре человека (ФИО1, Кофанова М.И., Кофанов С.Ю., ФИО4) вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную площадь ребенка-инвалида ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Заводского района г. Орла в интересах Кофановой М.И., Кофанова С.Ю., несовершеннолетних ФИО4, ФИО1 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла предоставить ФИО24 на состав семьи четыре человека: ФИО25, Кофанова М.И., Кофанов С.Ю., ФИО28, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную площадь ребенка-инвалида ФИО1.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 04 февраля 2022 года.

Председательствующий: Е.Е. Бардина

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2022 г.

2-154/2022 (2-3275/2021;) ~ М-3165/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кофанова Софья Сергеевна
Прокуратура Заводского района г.Орла
Кофанова Маргарита Игоревна
Ответчики
Администрация г. Орла
Другие
Захаркин Сергей Иванович
Департамент финансов Орловской области
Захаркина Анастасия Юрьевна
Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ Орловской области
МКУ "Жилищное управление г. Орла"
Департамент социальной защиты населения
Сумарокова Екатерина Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Бардина Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2021Передача материалов судье
21.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2021Подготовка дела (собеседование)
16.11.2021Подготовка дела (собеседование)
16.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Дело оформлено
25.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее