Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Игарский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО6
при секретаре судебных заседаний ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» о взыскании заработной платы и установлении размера заработной платы в соответствии с законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» о взыскании заработной платы за период с марта по май месяцы 2013 года. Свои требования мотивирует тем, что она работает уборщицей у ответчика, который за с марта по май месяцы 2013 года начислил ей заработную плату на одну ставу с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере, менее установленного трудовым законодательством для работников, работающих в районах Крайнего Севера, а именно, менее 12.492 руб. в месяц. Просит взыскать с ответчика в свою пользу не начисленную заработную плату за период с марта по май месяцы 2013 года в общей сумме 9.660 руб. 02 коп., в том числе за: март 2013 года – 3.864 руб., апрель 2013 года – 3.864 руб., май 2013 года - 1.932 руб. 02 коп., и обязать ответчика установить ей заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера на начисленную заработную плату (л.д. 4).
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 17,18).
Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» в судебное заседание не явился. МКОУ ДОД «ДЮСШ <адрес>» о месте и времени слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом (л.д. 16).
Из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление следует, что ответчик исковые требования не признает, мотивируя тем, что заработная плата истцу начисляется в соответствии с районной тарифной сеткой, принятой постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации <адрес>, штатным расписанием и заключенным трудовым договором. В целом размер заработной платы работника не менее 8.628 руб. – минимальной заработной платы по <адрес>. В случае удовлетворения иска ФИО2 ответчик с расчетом суммы иска в 9.660 руб. согласен. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения (л.д. 19).
Представитель администрации <адрес>, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, определением от ДД.ММ.ГГГГ Игарского городского суда <адрес>, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 12, 13-14, 28, 29, 30-31).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одном из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Поскольку истец, представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, суд, руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 1 Конвенции № Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принятой в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) термин «заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 1 ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 232-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 5.205 рублей в месяц.Согласно Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № года <адрес> края относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Указом Президиума Верховного ФИО1 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного ФИО1 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.
Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета ФИО1 по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №) в <адрес> края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.
Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу городе <адрес>, отнесенному к районам Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ должна быть не ниже 12.492 рублей в месяц (5.205 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.123 рубля (районный коэффициент 60 %) + 4.164 рубля (максимальная процентная надбавка 80%) при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда.
Судом установлено, что ФИО2 работает в МКОУ ДОД «ДЮСШ <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ гардеробщицей. По условиям трудового договора работнику установлены: должностной оклад, надбавка за работой в Районах Крайнего Севера в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и северный районный коэффициент к заработной плате 1,6 (л.д. 5-7). За отработанное время с марта по май месяцы 2013 год истцу начислена заработная плата, размер которой ниже гарантированного минимального размера оплаты труда для работников районов Крайнего Севера (л.д. 8-10)
Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы с учетом выплаты районного коэффициента и процентной надбавки должен составлять сумму в 12.492 рубля суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 5.205 рублей в месяц, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Учитывая, что с марта по май месяцы 2013 года ФИО2 начислена заработная плата в размере, менее гарантированного законом, суд находит исковые требования о взыскания с ответчика в пользу работника не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» в пользу ФИО2 должна быть взыскана заработная плата в сумме 9.660 руб. 02 коп (3.864 руб. 00 коп. + 3.864 руб. 00 коп. + 1.932 руб. 02 коп.) исходя из следующего расчета:
не начисленная заработная плата за март 2013 года – 3.864 руб. 00 коп. (12.492 руб. – 8.628 руб. (начислено фактически);
не начисленная заработная плата за апрель 2013 года - 3.864 руб. 00 коп. (12.492 руб. (подлежало начислению) – 8628 руб. 00 коп. (начислено фактически);
не начисленная заработная плата за май 2013 года – 1.932 руб. 02 коп. ((12.492 руб. 6 24 х 12) = 6.246 руб. (подлежало начислению за фактически отработанное время) - 4.313 руб. 98 коп. (начислено за фактически отработанное время).
Доводы ответчика о том, что МКОУ ДОД «ДЮСШ <адрес>» обязано применять нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, который определил размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, суд считает несостоятельным.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации. В случае, если нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае Трудового кодекса Российской Федерации.
Положения статей 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной плате для лиц, работающих в районах крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
Требование истца обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» установить ей заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера на начисленную заработную плату также подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По отношению к истцу ответчик является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и, соответственно, не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом ответчик, согласно Устава, является самостоятельным юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты.
Кроме того, в соответствии c п. 10 ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.
В силу положений части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.: в размере 200 руб. в связи с удовлетворением одного требования неимущественного характера и в размере 400 руб. одного требования имущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» о взыскании заработной платы и установлении размера заработной платы в соответствии с законодательством удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» в пользу ФИО2 не начисленную с марта по май месяцы 2013 года заработную плату в общей сумме 9.660 руб. 02 коп. (руб. девять тысяч шестьсот шестьдесят коп. 02).
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» установить заработную плату ФИО2 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера на начисленную заработную плату.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа <адрес>» государственную пошлину в размере 600 руб. 00 коп. (руб. шестьсот коп. 00) в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд <адрес>.
Председательствующий ФИО7