Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-218/2020 ~ М-269/2020 от 15.10.2020

№ 2-218/2020

УИД 70RS0015-01-2020-000547-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2020 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,

при секретаре Баталиной Н.Г.,

с участием представителя третьего лица - старшего помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Молчановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Администрация Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., взысканного с Администрации Уртамского сельского поселения постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. 23.09.2020 в рамках исполнительного производства от 21.02.2020.

В обоснование требований указано, что на основании исполнительного производства от 21.02.2020, возбужденного на основании исполнительного листа от 01.02.2019, 23.09.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей. Администрацией поселения судебное решение исполнено частично, а именно: заключен муниципальный контракт с ... на приобретение 19 контейнеров для обустройства контейнерных площадок в с.Уртам, на приобретение и установку мусорных контейнеров в 2020 году выделены денежные ассигнования в размере 162000,00 рублей. В настоящее время имущественное положение истца не позволяет в установленный срок полностью исполнить решение судебного пристава-исполнителя. Бюджет Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в 2020 году составляет 10279265,00 руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы в размере 2 590515,00 рублей.

Учитывая изложенное, просит суд освободить от исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. 23.09.2020 в рамках исполнительного производства от 21.02.2020.

Истец - Администрация Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, заявлена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (телефонограмма от 08.12.2020).

Представитель истца Кузнецова А.А., действующая на основании Устава Муниципального образования «Уртамское сельское поселение», решения Совета Уртамского сельского поселения от 24.11.2020, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не известила. Ранее участвуя в судебном заседании 30.11.2020 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что в настоящее время решение суда администрацией поселения частично исполнено. Причиной неисполнения решения суда явилось отсутствие денежных средств в Уртамском сельском поселении. Администрация поселения пыталась найти возможность найти денежные средства обращалась в Администрацию Кожевниковского района Томской области, но в бюджете Кожевниковского района таких денег тоже нет. За неисполнение решения суда судебным приставом-исполнителем Кучиной М.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. С заявлением о предоставлении рассрочки и отсрочки исполнения решения суда администрация поселения в суд не обращалась.

Ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучина М.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила возражения на исковое заявление, в которых считала исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Указала, что решение суде не исполнено по настоящее время, изложенные в заявлении должника обстоятельства, не могут быть признаны непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, не позволившими при соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности принять все возможные меры к недопущению соответствующего правонарушения. Считала, что должником не доказано отсутствие вины, поскольку последний не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности в целях недопущения соответствующего правонарушения, как указывал Конституционный суд РФ в постановлении от 30.07.2001 . Отсутствие у органа исполнительной власти денежных средств или иных ресурсов, необходимых для исполнения вступившего в законную силу судебного акта не является основанием для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем, поскольку соответствующий орган власти не может ссылаться на указанные обстоятельства как на причину неисполнения решения суда (заявление от 18.11.2020, возражения от 18.11.2020).

Ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, о причинах неявки не известило, возражений не представлено.

Представитель третьего лица – старший помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Молчанова Е.В. в судебном заседании считала исковое заявление подлежащим удовлетворению. Указала, что денежная сумма в размере 50000 рублей является значительной, ее выделение из бюджета лишь усугубит финансовое положение поселения. Обратила внимание на то, что должником предпринимались все возможные меры для исполнения решения в срок, установленный судебным приставом, неисполнение связано, в том числе, с непредвиденными обстоятельствами или по причинам, независящим от должника.

Определив на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя истца, ответчиков, заслушав мнение помощника прокурора, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, исходя из следующего.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч.1 ст.1).

В соответствии с ч.11 ст.30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и 116 настоящего Федерального закона.

Исполнительский сбор, в силу ч.1 ст.112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительском производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П и от 02.04.2015 №654-О).

Этот вывод согласуется с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Одновременно с этим в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Кожевниковского районного суда Томской области от 26.08.2019 удовлетворено административное исковое заявление прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести действия; бездействие администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области при осуществлении полномочий в сфере организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территории села Уртам Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области признано незаконным; на Администрацию возложена обязанность в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории села Уртам Уртамского сельского поселения накопление (в том числе раздельное накопление) твердых коммунальных отходов, посредством обустройства контейнерных площадок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Определением Кожевниковского районного суда Томской области от 31.01.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Томского областного суда от 27.03.2020, Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района ТО отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Кожевниковского районного суда ТО от 26.08.2019.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 21.02.2020 в отношении Администрации Уртамского сельского поселения возбуждено исполнительное производство .

Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 05.06.2020 с должника - Администрации Уртамского сельского поселения в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб., назначен новый срок исполнения решения суда – до 13.07.2020.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 17.07.2020 в отношении должника - Администрации Уртамского сельского поселения назначен новый срок исполнения решения суда – до 28.08.2020.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 02.09.2020 в отношении должника - Администрации Уртамского сельского поселения назначен новый срок исполнения решения суда – до 09.10.2020.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 23.09.2020 с должника - Администрации Уртамского сельского поселения в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 руб., назначен новый срок исполнения решения суда – до 22.10.2020.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 22.10.2020 в отношении должника – Администрации Уртамского сельского поселения назначен новый срок исполнения решения суда – до 26.11.2020.

23.12.2019 Администрацией Уртамского сельского поселения в адрес председателя Думы Кожевниковского района ФИО1 направлялось письмо о выделении на 2020 год денежных средств в размере 424977,00 руб. (приобретение контейнеров 18 х 9000,00 руб. = 162000,00 руб.; обустройство площадок для размещения контейнеров 31 х 9127,00 руб. = 282977,00 руб.) для целей успешной реализации государственной программы по сбору, сортировке и вывозу твердых коммунальных отходов на территории поселения.

Из ответа начальника Управления финансов Администрации Кожевниковского района ТО от 27.12.2019, следует, что при рассмотрении разногласий на заседании согласительной комиссии по формированию бюджета Кожевниковского района ТО на 2020 год, ходатайство от 23.12.2019 не удовлетворено ввиду отсутствия свободных средств в бюджете муниципального образования «Кожевниковский район». Указанное ходатайство будет рассмотрено в первом квартале 2020 года.

Решением Совета Уртамского сельского поселения от 27.03.2020 внесены изменения в решение от 28.12.2019 «О бюджете муниципального образования «Уртамское сельское поселение» на 2020 год», в котором предусмотрены межбюджетные трансферты на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в размере 162000,00 рублей.

Представленным в материалы дела муниципальным контрактом от 06.05.2020, заключенным Администрацией Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области с ...», подтверждаются обстоятельства частичного исполнения судебного решения – факт приобретения контейнеров для сбора ТКО в количестве 19 штук, общая стоимость товара составила 161500,00 рублей.

Из ответа председателя Думы Кожевниковского района ТО от 06.11.2020 следует, что при рассмотрении ходатайства о выделении 282000,00 руб. на обустройство площадок для размещения контейнеров в Уртамском сельском поселении, ввиду отсутствия дополнительных поступлений в бюджет Кожевниковского района выделить необходимую сумму в текущем году не представляется возможным. Указанное ходатайство будет рассматриваться согласительной комиссией в декабре текущего года при формировании бюджета Кожевниковского района на 2021 год.

В соответствии с выписками из протоколов заседания Совета территорий Кожевниковского района от 19.12.2019, 22.01.2020, 20.02.2020, 23.04.2020, 21.05.2020, 25.08.2020 на заседаниях Совета территорий Кожевниковского района ТО с участием Главы Уртамского сельского поселения обсуждались вопросы о работе регионального оператора САТП 1412 в сельских поселениях, о выделении денежных средств (дополнительных денежных средств) для приобретения контейнеров для сбора ТКО, обустройству соответствующих площадок.

Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность Администрацией Уртамского сельского поселения исполнена не была, в связи с чем постановлением судебного пристава на должника законно был наложен исполнительский сбор в размере 50000,00 рублей.

Требования Администрации Уртамского сельского поселения об освобождении от уплаты исполнительного сбора в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения необходимых денежных средств на оплату исполнительского сбора, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как указано выше, само по себе отсутствие финансовой возможности не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем, учитывая, что исполнение судебного решения требует значительных временных затрат, в связи с необходимостью заключения муниципальных контрактов на приобретение контейнеров для ТКО и производства работ по обустройству контейнерных площадок, принимая во внимание бюджетное финансирование обязательств должника, суд приходит к выводам, что истец принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом частично его исполнил и, что у Администрации Уртамского сельского поселения имелись объективные причины, не позволившие исполнить решение суда в установленный срок, и отсутствует виновное противоправное бездействие должника.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Администрации Уртамского сельского поселения обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области от исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 23.09.2020 в рамках исполнительного производства от 21.02.2020.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: (подпись) Т.А.Алиткина

2-218/2020 ~ М-269/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области
Ответчики
Судебный пристав исполнитель МоСП по ИОВИП УФ ССП России по Томской области Кучина М.А.
Управление федеральной службы судебных приставов по Томской области МОСП по ИОВИП
Другие
Прокурор Кожевниковского района
Суд
Кожевниковский районный суд Томской области
Судья
Алиткина Т.А.
Дело на сайте суда
kozhevnikovsky--tms.sudrf.ru
15.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2020Подготовка дела (собеседование)
09.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2021Дело оформлено
29.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее