РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2020 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
с участием истца зам. Тольяттинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Репетева Д.В.,
представителя ответчика ИК-10 Салдаевой В.А.,
представителя ответчика УФСИН России по Самарской области Кальмагаевой И.А.,
представителя заинтересованного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы м.р.Красноярский и Елховский Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Киселева А.Г.,
при секретаре Карповой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-212/2020 по исковому заявлению Тольяттинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области» в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В Красноярский районный суд Самарской области обратился с административным исковым заявлением Тольяттинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области» в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ссылаясь на следующее.
Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в марте 2019 года в ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области ( далее ФКУ ИК-10) проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности допускаемые должностными лицами ФКУ ИК-10 в
процессе функционирования данного исправительного учреждения. По результатам проверки Тольяттинским спецпрокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес
начальника ФКУ ИК-10 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Представление Тольяттинского прокурора рассмотрено, изложенные требования признаны обоснованными, приняты меры направленные на устранение допущенных нарушений закона.
Последующая проверка, проведенная Тольяттинской
спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, в рамках контроля, показала, что ранее выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О пожарной безопасности» и ч.7 ст.83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №-ФЭ), регламентирующих пожарную безопасность осужденных к лишению свободы, должностными лицами ФКУ ИК-10 не устранены, продолжают допускаться нарушения закона.
Так, установлено, что в помещениях отрядов имеющаяся система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В отрядах №№, 10 в зданиях общежития №№, 4, здании клуба со столовой отсутствуют вторые эвакуационные выходы.
Вопреки требованиям ст.ст.5, 6, 83, 91 Закона №-Ф3 в отрядах №№
2, 3 помещения общежития №, здании пекарни, котельной, храма, кафе- бара, столярном помещении, помещениях большой промышленной зоны, пожарного депо, отсутствует (не предусмотрена) в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности автоматическая установка пожарной сигнализации.
При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, лимит содержания осуждённых в ФКУ ИК-10 составляет 1045 человек.
Несвоевременное устранение должностными лицами ФКУ ИК-10, ответственными за состояние пожаробезопасности, вышеуказанных нарушений отрицательным образом сказывается на обеспечении личной безопасности осужденных и персонала учреждения, и нарушает требования ст. 82 УИК РФ об обеспечении требований режима в исправительном учреждении.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
ФКУ ИК-10 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима.
Пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК-10, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, и утверждении уставов
федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» (далее - Устав ФКУ ИК-10) установлено, что целями деятельности исправительного учреждения являются создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности лежит на ФКУ ИК-10. Отсутствие финансовых средств не может являться основанием для освобождения администрации учреждения от их исполнения.
В связи с чем, прокурор обратился с требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации а именно:
1. Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обеспечении требований режима в исправительном учреждении, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2.Обязать администрацию ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в помещениях всех отрядов ФКУ ИК-10 обеспечить функционирование системы пожарной сигнализации дублирующей сигнал о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации имеющаяся.
- в отрядах №№, 10 в зданиях общежития №№, 4, клуба со столовой ФКУ ИК-10 оборудовать вторые эвакуационные выходы.
- в отрядах №№, 3 помещения общежития №, здании пекарни, котельной, храма, кафе-бара, столярном помещении, помещениях большой промышленной зоны, пожарного депо ФКУ ИК-10 установить автоматическую пожарную сигнализацию, в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности.
В судебном заседании административный истец зам. прокурора ФИО4 уточнил заявленные требования в части срока устранения нарушений в течение шести месяцев после вынесения решения по делу, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК -10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области ФИО5А. заявленные
требования не признала частично, просила отказать в удовлетворении первого пункта исковых требований, так как Учреждение не бездействует, в подтверждение просила приобщить к материалам дела план по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности от 09.12.2019г. Также указала, что быстро исправить все нарушения Учреждение не имеет возможности, поскольку денежные средства необходимо запланировать и освоить. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в здании пожарного депо установлена пожарная сигнализация. В случае удовлетворения требований просила установить срок устранения недостатков до декабря 2020 года. В остальной части дала пояснения согласно письменного отзыва.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Самарской области ФИО6 заявленные требования не признала частично, просила отказать в удовлетворении первого пункта исковых требований, так как Учреждение не бездействует, многие нарушения уже устранены, оставшиеся нарушения запланировано устранить до ДД.ММ.ГГГГ. В случае удовлетворения требований просила установить срок устранения недостатков до декабря 2020 года.
Представитель заинтересованного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы м.р.Красноярский и Елховский Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области ФИО7 в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка и все нарушения, указанные в иске имели место быть. Второй эвакуационный выход из столовой выполнен не в соответствии, сигнализация в здании пожарного дело не была установлена. Считает требования подлежащими удовлетворению.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО8 показал, что в здании пожарного депо действительно установлена пожарная сигнализация, но акт ввода ее в эксплуатацию отсутствует и на сегодняшний день она документально не оформлена. Также пояснил, что на сегодняшний день здания швейного цеха, пилорамы, мельничного комплекса, участка прикладного творчества законсервированы и не функционируют. Однако, постановлений о приостановлении деятельности данный помещений не имеется.
Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме в виду следующего.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Судом установлено, что Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в марте 2019 года в ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области ( далее ФКУ ИК-10) проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности допускаемые должностными лицами ФКУ ИК-10 в
процессе функционирования данного исправительного учреждения. По результатам проверки Тольяттинским спецпрокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес
начальника ФКУ ИК-10 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Представление Тольяттинского прокурора рассмотрено, изложенные требования признаны обоснованными, приняты меры направленные на устранение допущенных нарушений закона.
Последующая проверка, проведенная Тольяттинской
спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, в рамках контроля, показала, что ранее выявленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О пожарной безопасности» и ч.7 ст.83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №-ФЭ), регламентирующих пожарную безопасность осужденных к лишению свободы, должностными лицами ФКУ ИК-10 не устранены, продолжают допускаться нарушения закона.
Так, установлено, что в помещениях отрядов имеющаяся система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В отрядах №№, 10 в зданиях общежития №№, 4, здании клуба со столовой отсутствуют вторые эвакуационные выходы.
Вопреки требованиям ст.ст.5, 6, 83, 91 Закона №-Ф3 в отрядах №№
2, 3 помещения общежития №, здании пекарни, котельной, храма, кафе- бара, столярном помещении, помещениях большой промышленной зоны, пожарного депо, отсутствует (не предусмотрена) в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности автоматическая установка пожарной сигнализации.
При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, лимит содержания осуждённых в ФКУ ИК-10 составляет 1045 человек.
Несвоевременное устранение должностными лицами ФКУ ИК-10, ответственными за состояние пожаробезопасности, вышеуказанных нарушений отрицательным образом сказывается на обеспечении личной безопасности осужденных и персонала учреждения, и нарушает требования ст. 82 УИК РФ об обеспечении требований режима в исправительном учреждении.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
ФКУ ИК-10 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима.
Пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК-10, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению
Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» (далее - Устав ФКУ ИК-10) установлено, что целями деятельности исправительного учреждения являются создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности лежит на ФКУ ИК-10. Отсутствие финансовых средств не может являться основанием для освобождения администрации учреждения от их исполнения.
Вместе с тем, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний ( далее –ФСИН России), утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» установлено, что ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органами уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, в соответствии со ст.38 этого же Закона осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Пунктами 4.3 и 5.7 Устава ФКУ ИК -10 закреплено, что контроль за использованием по назначению и сохранность закрепленного за исправительным учреждениям имущества осуществляет ФСИН России и УФСИН России по Самарской области.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к
осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а так же персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Установлено, что наличие указанных прокурором в иске нарушений администрацией ФКУ ИК -10 не оспаривается. Их устранение запланировано на 2020 год при условии изыскания денежных средств. Суд принимает во внимание, что административным ответчиком ФКУ ИК -10 начата работа по устранению нарушений, однако до настоящего времени не закончена и будет закончена по сведениям представителя не ранее конца 2020 года.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы стороны административного ответчика о том, что часть зданий промышленной зоны на сегодняшний день законсервированы и не функционируют не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации. Однако, сторой ответчика данные акты представлены не были.
Также доводы стороны ответчика, что необходимо определить срок исполнения требований прокурора до конца 2020 года, в виду большого объема работы нельзя принять во внимание, поскольку требования прокурора о необходимости устранения изложенных в иске нарушений были фактически предъявлены Учреждению в апреле 2019 года и до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования с учетом уточнения Тольяттинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обеспечении требований режима в исправительном учреждении, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности».
Обязать администрацию ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в помещениях всех отрядов ФКУ ИК-10 обеспечить функционирование системы пожарной сигнализации дублирующей сигнал о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации имеющаяся.
- в отрядах №№, 10 в зданиях общежития №№, 4, клуба со столовой ФКУ ИК-10 оборудовать вторые эвакуационные выходы.
- в отрядах №№, 3 помещения общежития №, здании пекарни, котельной, храма, кафе-бара, столярном помещении, помещениях большой промышленной зоны, пожарного депо ФКУ ИК-10 установить автоматическую пожарную сигнализацию, в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течение месяца. Со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ключникова И.А.