Дело № 2а-34/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2020 года п. Чамзинка Республика Мордовия
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солодовникова В.Д.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Мордовия к Войтешенко С.Н. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству,
установил :
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Мордовия) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что в связи с неуплатой в добровольном порядке задолженности по налогам на общую сумму 32605 рублей 43 копейки Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия принято решение о взыскании с Войтешенко С.Н. налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика. Учитывая, что установление для должника Войтешенко С.Н. временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо для полного исполнения обязательств по уплате налогов (сборов), пени, руководствуясь частью 3 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» просит установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации Войтешенко С.Н. до исполнения обязательств по исполнительному производству.
В представленном суду заявлении судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Чамзинскому району УФССП России по Республики Мордовия Ковалюк Е.С., действующая на основании доверенности от 22 января 2020 года, просила рассмотреть дело без участия представителя, в порядке упрощенного (письменного) производства, при этом в заявлении указала, что исполнительное производство №-ИП в отношении Войтешенко С.Н. окончено, исполнительный документ возвращен в адрес взыскателя без исполнения.
Административное дело по настоящему административному исковому заявлению рассматривается по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов судом установлено, что Войтешенко С.Н. с 02.07.2012 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и является налогоплательщиком.
Налоговым органом в адрес Войтешенко С.Н. направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов № 394957 от 22.01.2019 года, в котором указано об общей задолженности по состоянию на 22.01.2019 года 179991 рубль 60 копеек, задолженности по страховым взносам - 32385 рублей, пени – 488 рублей 27 копеек со сроком для добровольного исполнения требований до 11.02.2019 года.
В связи с неуплатой по истечении установленных сроков указанной задолженности, решением № 948 от 25.04.2019 года и постановлением №398 от 25.04.2019 года заместителя руководителя Межрайонной ИФНС Ролссии №1 по Республике Мордовия решено произвести взыскание с Войтешенко С.Н. задолженности в сумме 32 605 рублей 43 копейки за счет имущества налогоплательщика должника.
На основании данного решения судебным приставом-исполнителем ОСП по Чамзинскому району УФССП России по Республике 06 мая 2019 года возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Войтешенко С.Н. задолженности в сумме 32 605 рублей 43 копейки.
Должнику устанавливался 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Однако в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации такое право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Между тем, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрена возможность ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации. Такое ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков.
Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если гражданин уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Конституционным Судом РФ в Определении от 24 февраля 2005 года № 291-0 возможность временного ограничения права гражданина на выезд из РФ в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, признана не нарушающей конституционных прав гражданина, поскольку направлена на защиту конституционно значимых целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации (пункт 4).
Статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ).
Из содержания статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ следует, что с целью исполнения требований исполнительного документа судебный пристав уполномочен принимать комплекс исполнительских действий, в том числе принудительного характера: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов по исполнению исполнительных документов, накладывать арест на имущество, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, производить оценку имущества, производить розыск должника, его имущества, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию, взыскивать исполнительный сбор, устанавливать временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации, устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставляемым ему в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебного пристава по Чамзинскому району УФССП России по Республике Мордовия от 30.12.2019 года исполнительное производство № окончено. Как следует из постановления, по состоянию на 30.12.2019 года остаток задолженности по исполнительному производству составляет 31 318 рублей 76 копеек. В ходе исполнительного производства частично взыскана сумма в сумме 1 286 рублей 67 копеек. Исполнительные документы возвращены взыскателю, поскольку невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей.
Окончание исполнительного производства является одной из форм завершения исполнительного производства.
Нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ не допускается совершение исполнительных действий по оконченному исполнительному производству. Исключение из данного правила установлено в пункте 8 статьи 47 названного Закона для исполнительных производств, предметом которых является взыскание периодических платежей.
По смыслу пункта 8 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав- исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, а именно проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Поэтому положения пункта 8 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ в данном случае неприменимы.
Факт наличия задолженности по исполнительному документу при условии окончания исполнительного производства не может являться основанием для ограничения права административного ответчика Войтешенко С.Н. на выезд за пределы Российской Федерации, а потому в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия к Войтешенко С.Н. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия <данные изъяты> Солодовников В.Д.