Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-160/2021 от 16.03.2021

Дело № 12-160/2021

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск                                            19 мая 2021 года

    Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Мусиенко Н.С., при секретаре Разумовской Н.Г., с участием представителя административного органа - <ФИО3>, защитника лица, привлекаемого к административной ответственности <ФИО4>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «УниверсалХолод» Соколянского А.А. на постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ № 2315203070323600005,

    установил:

        Директор ООО «Универсал Холод» Соколянский А.А. обратился в су с жалобой постановление № 2315203070323600005 от 22.12.2020 о назначении ему административного наказания по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей, вынесенное и.о. начальника ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края. В своей жалобе заявитель просит суд постановление по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить, либо заменить административный штраф на предупреждение, указав, что в действиях директора ООО «УниверсалХолод» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, а также он не является субъектом указанного правонарушения, кроме того, в материалах административного дела находится платежная ведомость, которая подписана должностным лицом ООО «УниверсалХолод» о выдаче денежных средств - главным бухгалтером ООО «УниверсалХолод» <ФИО1>, считает, что имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение.

        В судебном заседании защитник должностного лица поддержал доводы изложенные в жалобе.

        Представитель ИФНС России по г. Новороссийску в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве.

        Выслушав лиц, участвующих в жалобе, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В судебном заседании установлено, что Соколянский А.А. является генеральным директором ООО «Универсал Холод», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъектами административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования являются: граждане, должностные лица, юридические лица.

На основании и в силу Примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения, предусмотренные, статьей 15.25 КоАП РФ, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

Таким образом, статьей 2.4 КоАП РФ установлена административная ответственность руководителя организации как должностного лица, за совершение правонарушений в области валютного законодательства.

Согласно с пп. «а» п.7 ч.1 ст. 1 Закона № 173-ФЭ нерезидентами признаются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - это отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использованные валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 17Э-ФЗ. Уполномоченные банки - это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п.8 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-Ф3).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Закона № 17Э-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч.2 ст. 14 Закона № 173-Ф3. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством РФ не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

    Согласно статье 2 Закона N 173-Ф3 (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ) данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-Ф3 относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно части 2 статьи 14 Закона N 173-Ф3, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Согласно статье 25 Закона N 17Э-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Генеральным директором ООО «Универсал Холод» Соколянским А.А. произведена выплата заработной платы по трудовым договорам, заключенных с иностранными гражданами из кассы организации в наличной форме за период с 01.01.2019 г. по 10.10.2019 г. в общей сумме 448 698,24 руб., что подтверждается платежными ведомостями и не оспаривается заявителем жалобы, таким образом, должностным лицом - генеральным директором ООО «Универсал Холод» Соколянским А.А. нарушен порядок произведения расчета при осуществлении валютных операций юридическим лицом - резидентом через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств, установленный п. 2 ст. 14 Закона № 173-Ф3 от 10.12.2003г., что было правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга (пп. "л" в ред. Федерального закона от 12.11.2019 N 377-ФЭ).

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта является единоличный исполнительный орган этого экономического субъекта (генеральный директор), либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Главный бухгалтер же отвечает за ведение бухгалтерского учета, единолично несет ответственность за созданную в результате такого учета информацию; за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период. В материалах дела отсутствуют доказательства о недостоверности учета движения наличных денежных средств в ООО «УниверсалХолод» за отчетный период.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что главный бухгалтер <ФИО2> осуществляла функции единоличного исполнительного органа организации по состоянию на дату совершения административного правонарушения. На момент совершения административного правонарушения <ФИО2> не могла являться субъектом вменяемого ей административного правонарушения, поскольку, являясь главным бухгалтером общества, не лицом, являющимся единоличным исполнительным органом экономического субъекта.

Исходя из вышеизложенного действия главного бухгалтера по подписанию платежных ведомостей в качестве главного бухгалтера, не могут квалифицироваться как действия должностного лица общества.

На основании изложенного доводы жалобы о том, что директор общества Соколянский А.А. не утверждал платежную ведомость и расходный ордер на выдачу заработной платы в наличной форме, то эти действия не образуют состав правонарушения (его объективную и субъективную сторону) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ основаны на неверном толковании норм права.

Директор общества Соколянский А.А., ответственный за выполнение перед работниками обязанности по своевременной выплате заработной платы, был обязан знать и надлежащим образом организовывать работу, в том числе подчиненных сотрудников в целях недопущения нарушений валютного законодательства, чего, как усматривается из обстоятельств дела, он не сделал.

Таким образом, в совокупности с вышеизложенным именно руководитель ООО «УниверсалХолод» Соколянский А.А. является лицом, ответственным за выплату заработной платы и способ ее выплаты работникам нерезидентам; а равно является должностным лицом, ответственным за соблюдение валютного законодательства; и именно Соколянский А.А. как должностное лицо должен быть привлечен к ответственности по ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Действия должностного лица - генерального директора Общества, допустившего, вопреки своим должностным обязанностям, в том числе по обеспечению нормальной работы Общества, осуществление Обществом соблюдение валютного законодательства, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

    Административное наказание Соколянскому А.А. назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований для признания правонарушения малозначительным судья не находит, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они, в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

Вместе с тем, исходя из характера и степени общественной опасности правонарушения, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения Соколянского А.А. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах нет и в поданной жалобе не содержится.

Кроме того, отсутствуют основания для применения положений ст. 4.1.1. КоАП РФ поскольку предусмотренное санкцией статьи особенной части КоАП РФ наказание, не предусматривающее предупреждения, может быть заменено на предупреждение при одновременном наличии следующих обстоятельств: субъект административной ответственности - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, является субъектом малого или среднего предпринимательства; административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; правонарушение совершено впервые; отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В данном случае указанная совокупность обстоятельств отсутствует.

Рассматриваемое правонарушение характеризуется повышенной степенью опасности, поскольку посягает на экономическую безопасность государства, так как ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики.

Наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса работника субъекта малого или среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В данном случае неисполнение Соколянским А.А. как руководителем ООО «УниверсалХолод» установленных Федеральным законом №173-Ф3 требований, выразившееся в пренебрежительном отношении к исполнению своих служебных обязанностей, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования.

Согласно ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В связи с тем, что ранее данная жалоба была своевременно подана в Октябрьский районный суд г. Новороссийска, но возвращена, в связи с неподсудностью разрешения спора, суд считает необходимым ходатайство Соколянского А.А. о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановление удовлетворить.

Принимая во внимание, что допущенное заявителем нарушение, посягает на установленный Законом N 17Э-ФЗ порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, основания для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права начальником ИФНС России по г. Новороссийску при вынесении в отношении Соколянского А.А. постановления по делу об административном правонарушении не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое Соколянским А.А. постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание отсутствие законных оснований для отмены оспариваемого Соколянским А.А постановления по делу об административном правонарушении и отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Соколянского А.А об отмене постановления Начальника ИФНС России по г. Новороссийску от 22.12.2020 г. № 2315203070323600005.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Начальника ИФНС России по г. Новороссийска от 22.12.2020 о назначении административного наказания должностному лицу - генеральному директору ООО «Универсал Холод» по ч.1 ст. 15.25 - оставить без изменения.

Жалобу на постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ от 22.12.2020г. - оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд (через Приморский районный суд гор. Новороссийска) в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья:                                        Н.С. Мусиенко

УИД: 23RS0042-01-2021-001495-71

12-160/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Соколянский Александр Андреевич
Другие
Кузнецов Андрей Альбертович
Суд
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Мусиенко Н.С.
Статьи

ст. 15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
novorossisk-primorsky--krd.sudrf.ru
17.03.2021Материалы переданы в производство судье
18.03.2021Истребованы материалы
07.04.2021Поступили истребованные материалы
29.04.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее