Дело № 2-4403/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года г. Москва
Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Кабановой Н.А., при секретаре Сивак М.А., с участием истцов Квартальновой Н.И., Зайцева Н.И., представителя истцов по доверенности Николаева Б.В., представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Михнева М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4403/2020 по иску Квартальновой Н.И. и Зайцева Н.И. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок с установленным видом разрешенного пользования,
УСТАНОВИЛ:
Квартальнова Н.И. и Зайцев Н.И. обратились с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок с установленным видом разрешенного пользования. В обосновании заявленного требования указав, что истцам на праве общей долевой собственности, по 2\5 доли каждому, принадлежит жилой дом с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: адрес. При указанном домовладении имеются два земельных участка: с кадастровым номером номер площадью 1540 кв.м., находящихся в пользовании Зайцева Н.И. и Квартальновой Н.И. Указанные участки входили в состав земельного участка площадью 1818 кв.м., имевшего адрес: адрес, предоставленного отцу Истцов-З.И.В. на основании договора застройки от 03 октября 1937 года. Сведения о земельном участке номер внесены в ЕГРН на основании выписки из похозяйственной книги п. Бутово Ленинского района Московской области за 1961-1963 годы, при этом вид разрешенного использования земельного участка в ЕГРН не был указан. Попытки обращения в управление Росреестра по г. Москве с заявлением об исправлении допущенной регистрирующим органом в сведения ЕГРН о земельном участке при внесении записи результата не дали. В соответствии с порядком, предусмотренным ст. 39.15 Земельного кодекса РФ и Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «предварительное согласование предоставления земельного участка» Истцы обратились в Департамент городского имущества города Москвы с целью подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка, однако истцам было отказано в предоставлении этой услуги и предложено обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка с последующим предоставлением его в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по г. Москве. Истцы просят признать за ними право собственности на указанный земельный участок, установить вид разрешенного использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства и обязать Департамент городского имущества города Москвы осуществить подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка.
Истцы Квартальнова Н.И, Зайцев Н.И в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель истцов Николаев Б.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы Михнев М.П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал представленные на иск письменные возражения, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку п.9.1 статьи 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» предусмотрено, что в случае, если в акте или другом документе устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставляемый ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства.. не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Таким образом, принятие решений Департаментом имущества города Москвы не требуется, уполномоченным органом на совершение регистрационных действий является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москвы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Росреестр г. Москвы, и его представитель, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора З.В.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что суд предпринял все возможные меры к извещению третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Росреестра г. Москвы и З.В.Н.
Суд выслушав объяснения истцов, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. ст. 25, 26 Земельного Кодекса Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно ст. ст. 3, 4, 9, 9.1 Федерального Закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Истцы Квартальнова Н.И. и Зайцев Н.И. являются собственниками по 2\5 доли каждому жилого дома (кадастровый номер номер), расположенного по адресу: адрес, так же 1\5 доли в праве собственности на дом принадлежит З.В.Н.
На основании договора от 3 октября 1937 года Исполнительным Комитетом гр. З.И.В. был предоставлен для строительства дома общего типа и дальнейшей эксплуатации, земельный участок в п. Бурово площадью 1818 кв.м. При указанном домовладении и в пользовании Истца Квартальновой Н.И. и Зайцева Н.И. находится земельный участок площадью 1540 кв.м., расположенный по адресу: адрес (ранее по адресу: адрес), кадастровый номер номер.
Согласно выписки из ФГИС ЕГРН сведения о земельном участке, с присвоением кадастрового номера внесены 22.01.2019 года, категория земель: земли населенных пунктов, имеет статус «актуальные, ранее учтены», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
11.04.2019 года Истцы Квартальнова Н.И. и Зайцев Н.И. обратились с запросом на предоставление государственной услуги на предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка кадастровый номер номер, необходимого для эксплуатации жилого дома с кадастровый номером номер, по адресу: адрес.
Согласно ответа Департамента городского имущества г. Москвы от 26.04.2019 г. номер и номер в предоставлении государственной услуги Истцам было отказано, в связи с тем, что согласно со ст.39.20 Земельного кодекса РФ, заявления на предоставление аналогичной государственной услуги от всех собственников объекта недвижимости в Департамент городского имущества города Москвы не поступали. Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером номер поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект, сведения о прохождении его границ в ЕГРН отсутствуют, Департамент городского имущества города Москвы не принимал решения о формировании земельного участка с кадастровым номером номер и не располагает информацией о местоположении его границ, в связи с чем, установление границ данного участка на основании распорядительного документа Департамента не представляется возможным.
Согласно ч.7 ст. 1, ч.8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ст. 41, ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласование межевых планов осуществляется Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в порядке, установленном административном регламентом, утвержденным п. 1.2 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 года №199-ПП.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ). Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №50. Правила землепользования и застройки утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 №120-ПП.
Согласно п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу приобретения права собственности на спорный земельный участок, совместного обращения всех собственников жилого дома с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: адрес, не осуществлялось. Истцами меры по обеспечению кадастровых работ не предпринимались, границы спорного участка не определены и не согласованы, в соответствии с порядком и требованиями Федерального Закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ», Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости». Так же Истцами не представлено доказательств, что последние обращались в Управление Росреестра или МФЦ с заявлением об изменении прежнего вида разрешенного использования спорного участка, и в удовлетворении данного требования (услуги) уполномоченным органом было отказано, доказательств обратного вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ стороной истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Квартальновой Н.И. и Зайцева Н.И. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности на земельный участок с установленным видом разрешенного пользования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зюзинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░