Судья: Махмудова Е.Н. Дело № 33а-4655/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам
Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Белой С.Л., Цыцаркиной С.И.,
при секретаре - помощнике судьи Налапкине А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2021 года апелляционную жалобу Х. Ф. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 22 сентября 2020 года по делу по административному исковому заявлению Х. Ф. к ГУ МВД России по Московской области, МУ МВД России «Люберецкое» о признании незаконным и отмене решения от 30.06.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Х. Ф., его представителя Зангиевой А.Ш., Старостиной К.Э.,
установила:
гражданин Республики Узбекистан Холбеков Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к МУ МВД России «Люберецкое», ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным и отмене решения от 30.06.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину.
В обоснование иска указал, что оспариваемое решение о запрете ему въезда в РФ сроком до 15.02.2023 является неправомерным, так как вынесено без учета обстоятельств дела, его личности, близкородственных связей с гражданкой России – супругой Старостиной К.Э.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 22 сентября 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Холбеков Ф. просит об отмене данного решения, ссылаясь на то, что судом не учтены фактические обстоятельства дела и положения действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 25.10 Федерального закона 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Холбеков Ф., 17.02.1987 года рождения, является гражданином Республики Узбекистан.
Решением МУ МВД России Люберецкое от 30.06.2020 ему на основании пп. 12 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ не разрешен въезд в Российскую Федерацию сроком до 15.02.2023, поскольку в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации он превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток (л.д. 48-49).
Отклоняя административный иск и признавая данное решение правомерным, суд первой инстанции исходил из того, что запрет на въезд в Российскую Федерацию вынесен компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий; у иностранного гражданина не было уважительных причин находиться в РФ свыше установленного срока; отсутствуют доказательства наличия у истца устойчивых семейных связей на территории РФ.
Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и положений закона.
Действительно, в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 114-ФЗ иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пп. 12 ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Предметом спора не является, что Холбеков Ф. находился на территории Российской Федерации в период с 28.08.2019 по 25.11.2019 и с 25.11.2019 по 15.02.2020.
Вместе с тем, согласно статье 8 Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод» (1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции; не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 545-О-О, запрет, установленный Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", обращен к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, обуславливающих необходимость отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 N 55-О, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права.
Из материалов дела усматривается, что Холбеков Ф. с 10.03.2020 состоит в зарегистрированном браке с гражданкой РФ Старостиной К.Э. (л.д. 16, 17), постоянно проживающей в г. Люберцы Московской области. Опрошенные в судебном заседании, Х. Ф. и Старостина К.Э. пояснили суду, что еще до брака год проживали вместе в арендуемой Х. Ф. квартире. Свидетель Новичков А.С. (арендодатель квартиры – л.д. 39) также подтвердил суду данное обстоятельство.
Таким образом, проживание административного истца в РФ сверх установленных для иностранных граждан сроков было вызвано, в числе прочего, проживанием в РФ его гражданской супруги, с которой он впоследствии зарегистрировал брак.
Запрет на въезд в Российскую Федерацию делает невозможным совместное проживание и общение административного истца с супругой в стране ее гражданской принадлежности и постоянного проживания сроком до 15.02.2023.
В ходе судебного разбирательства компрометирующий материал в отношении административного истца суду представлен не был. К административной ответственности за нарушение режима пребывания в РФ он не привлекался. Характер совершенного административным истцом в миграционной сфере правонарушения не свидетельствуют о явном неуважении Х. А. к законам Российской Федерации, ее гражданам.
Неразрешение Х. Ф., имеющему супругу – гражданку РФ, постоянно проживающую в России, въезда в Российскую Федерацию сроком до 15.02.2023 представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни истца, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Доказательств наличия крайней необходимости в запрете Х. Ф. въезда на территорию Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства суду не представлено.
При таких данных у МУ МВД России «Люберецкое» отсутствовали достаточные основания для принятия решения о запрете Х. Ф. въезда в Российскую Федерацию сроком на 3 года.
Суд первой инстанции указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 22 сентября 2020 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административный иск Х. Ф. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение МУ МВД России «Люберецкое» от 30.06.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину – гражданину Республики Узбекистан Х. Ф., 17.02.1987 года рождения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи