Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.04.2018 |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчика ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, включении в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит обязать ответчика поставить истца на учет нуждающихся в жилом помещении от Министерства обороны Российской Федерации либо предоставить жилищную субсидию; оказать содействие в восстановлении нарушенных прав истца путем признания нуждающимся в улучшении жилищных условий; включить истца в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации. Также просит провести проверку по изложенным в исковом заявлении фактам.
В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Казанском высшем военном командном училище. Выслуга лет истца составляет 21 год 3 месяца 7 дней. В 2013 году истец был уволен с военной службы по состоянию здоровья. В настоящее время истец зарегистрирован по месту пребывания в доме, который принадлежит на праве общей долевой собственности его супруге ФИО4 Своего собственного жилья на территории Российской Федерации истец не имеет. В 2009 году истец подал рапорт на имя начальника специального факультета Казанского высшего военного командного училища с просьбой ходатайствовать о постанове истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и включении в очередь на получение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорт на имя начальника Казанского высшего военного командного училища с просьбой не исключать истца из списков для получения жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации приняло решение об отказе в принятии истца на учет в связи с отсутствием у него статуса военнослужащего. С таким отказом истец не согласен, поскольку свои обязанности он выполнил своевременно, в период прохождения военной службы обратился с рапортами о постановке на учет для получения жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых ответчик указал, что гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фонда Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих. Истец обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации более чем через два года после исключения его из списков личного состава воинской части. В связи с этим ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Это решение не было отменено и признано незаконным.
Истец ФИО1, третьи лица ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания не заявили, истец просил рассматривать дело в его отсутствие.
Информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.
С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава филиала ФГВОУ ВПО «Военно-учебный научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила в календарном исчислении 21 год 4 месяца.
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что на момент обращения к ответчику истец утратил статус военнослужащего.
На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абз. 12).
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
В силу п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением перечисленных в указанной норме документов.
В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, поскольку ФИО1 был исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, ему до указанной даты надлежало в порядке, установленном упомянутой Инструкцией, обратиться с заявлением в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», представив предусмотренные Инструкцией документы.
Заявление истца о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях поступило в адрес ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в 2015 году, после исключения истца из списков личного состава филиала ФГВОУ ВПО «Военно-учебного научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».
В обоснование иска ФИО1 ссылается на то обстоятельство, что он в период прохождения военной службы подавал рапорты по вопросу постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении.
В подтверждение своих доводов истец представил копию рапорта от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника специального факультета, в котором истец просил ходатайствовать о постановке истца и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включении в очередь на получение жилого помещения.
В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника училища ФИО1 просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении его из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и оставить в списке очередников для получения жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации.
Представленные истцом документы действительно могут свидетельствовать о том, что он в период прохождения военной службы обращался с рапортами по вопросу его жилищного обеспечения.
На момент обращения истца с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При этом КЭЧ района ежегодно с 1 по 30 января должны были проводить перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца должны были направлять в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). А КЭЧ района вправе были возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствовала информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагалась карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему (п. 30 Инструкции).
Истцом не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что его рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях рассматривался на заседании жилищной комиссии, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также истцом не представлены доказательства включения его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Таким образом, представленные истцом документы могут свидетельствовать только о факте его обращения с рапортом к начальнику специального факультета училища с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, поскольку отсутствуют сведения о том, что рапорт истца о постановке на учет был рассмотрен жилищной комиссией, которая провела проверку жилищных условий истца и членов его семьи, ответчиком жилищные условия истца также не были проверены, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет по основанию отсутствия у истца статуса военнослужащего.
При этом суд не вправе самостоятельно признать истца нуждающимся в получении жилого помещения, осуществить постановку его на учет нуждающихся в жилье. В противном случае суд подменит собой уполномоченный жилищный орган, каковым является ответчик, в разрешении вопросов, отнесенных законодательством к его исключительной компетенции.
В связи с этим суд не вправе и возложить на ответчика принять указанные решения, так как понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа исполнительной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и также нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Требование о признании незаконным решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, истцом не заявлено.
Следует также отметить, что согласно материалам учетного дела ФИО1 им при обращении в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не был представлен рапорт (или его копия) от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истец просил ходатайствовать о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включении в очередь на получение жилого помещения. Следовательно, при рассмотрении заявления истца о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ответчик лишен был возможности дать оценку этому документу и принять решение с учетом содержащихся в них сведений.
Что касается требования истца провести проверку по изложенным в исковом заявлении фактам, то в силу ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Таким образом, к компетенции районных судов относится рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел. Проведение каких-либо проверок к полномочиям судов не отнесено.
При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, включении в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова