Дело №2-413/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года с. Красногорское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.А.,
при секретаре Бекмеметьевой А.Т.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике - главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в <адрес> Агеева С. А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красногорской средней общеобразовательной школы Иванова А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Красногорской средней общеобразовательной школе об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по УР) обратилось в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Красногорской средней общеобразовательной школе об устранении нарушений санитарного законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление Роспотребнадзора по УР, являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красногорской средней общеобразовательной школы (далее - МБОУ Красногорская СОШ), расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - установлено, что МБОУ Красногорская СОШ осуществляет образовательную деятельность - основной вид деятельности 85.13 Образование основное общее. Вместимость здания рассчитана для обучения 320 человек, фактически обучается 411 человек. Обучение осуществляется в 1 смену. По месту фактического осуществления деятельности МБОУ Красногорской СОШ по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - установлены нарушения требований санитарного законодательства: ст.11, п.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: п.4.14 - при спортивном зале раздевальные для мальчиков и девочек совмещены со снарядными. В соответствии с требованиями п.4.14 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 при спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты; п.4.27 - в помещениях начальных классов, мастерской для мальчиков отсутствуют умывальные раковины. В соответствии с п.4.27 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 -11 классов. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца; п.4.28 - потолок на лестничной площадке на 2-м этаже юго-восточное крыло с дефектами финишной отделки (подтеки). Согласно требованиям п.4.28 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена; п.4.29 - полы в учебных помещениях с щелями, дефектами и механическими повреждениями, в коридоре 2 этажа линолеум с дефектами и механическими повреждениями. Согласно требованиям п.4.29 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений; п.5.3 - ученическая мебель для обучающихся начального общего образования не обеспечена регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. В соответствии с требованиями п.5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; п.5.19.5 - стены в процедурном кабинете с дефектами финишной отделки (трещины). Согласно п.5.19.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность; п.7.2.4 - измеренные уровни искусственной освещенности не соответствуют требуемым нормам в кабинете химии - на 1 ряду парт: измеренные уровни составили 275+25 Лк при нормируемом уровне 300-500 Лк (протокол измерения искусственной освещенности №Б-0 от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике в <адрес>»). Согласно требованиям п.7.2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах черчения и рисования - 500 лк, на классной доске 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 150 лк. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального и среднего профессионального образования»: п.10.2 - не оборудованы питьевые фонтанчики. Согласно п.10.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости. Статьями 38, 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан, в том числе детей, на безопасность жизни и здоровья, на благоприятную окружающую среду. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплено в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ). Согласно ст.11 Закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с п.1 ст.24 данного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.28 Закона №52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно ч.3 ст.39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст.1 Закона №52-ФЗ несоблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Постановлением главного государственного санитарного врача по Игринскому, Дебесскому, <адрес>м Аржевитина В.А. № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ Красногорская СОШ привлечено к административной ответственности за нарушение требований санитарного законодательства по ст.6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц: воспитанники, ученики, работники, иные лица, посещающие школу, в том числе родители, представители сторонних организаций. Согласно действующему законодательству под понятием «защита неопределенного круга лиц» понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Предъявление искового заявления федеральным органом исполнительной власти вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних, чьи права и законные интересы на безопасные условия жизнедеятельности нарушены незаконным бездействием. Согласно п.8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Роспотребнадзора по УР уполномочено, в том числе предъявлять иски в суд в случаях нарушения санитарного законодательства. В порядке ст.46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних. Просит обязать МБОУ Красногорскую СОШ устранить нарушения требований санитарного законодательства в месте фактического осуществления деятельности по адресу: УР, <адрес>, - а именно, оборудовать в спортивном зале МБОУ Красногорской СОШ отдельные от снарядных раздевальные для мальчиков и девочек; в помещениях начальных классов, мастерской для мальчиков МБОУ Красногорской СОШ установить умывальные раковины; провести ремонт полов, потолков в помещениях МБОУ Красногорской СОШ; в кабинетах для обучающихся начального общего образования установить ученическую мебель, обеспеченную регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; провести ремонт стен в процедурном кабинете МБОУ Красногорской СОШ; обеспечить уровни искусственной освещенности в кабинете химии МБОУ Красногорской СОШ в соответствии с гигиеническими нормами; в здании МБОУ Красногорской СОШ оборудовать питьевые фонтанчики либо воду, расфасованную в емкости для соблюдения питьевого режима в образовательном учреждении.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по УР Агеев С.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил обязать МБОУ Красногорскую СОШ в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства в месте фактического осуществления деятельности по адресу: УР, <адрес>, - а именно, оборудовать в спортивном зале отдельные от снарядных раздевальные для мальчиков и девочек; в помещениях начальных классов, мастерской для мальчиков установить умывальные раковины; провести ремонт полов, потолков в помещениях школы; в кабинетах для обучающихся начального общего образования установить ученическую мебель, обеспеченную регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; провести ремонт стен в процедурном кабинете; обеспечить уровни искусственной освещенности в кабинете химии в соответствии с гигиеническими нормами; в здании школы оборудовать питьевые фонтанчики либо иметь воду, расфасованную в емкости для соблюдения питьевого режима в образовательном учреждении.
Представитель ответчика - директор МБОУ Красногорской СОШ Иванов А.В. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что отсутствие финансовых средств в бюджете школы является одной из причин нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе проверки органами Роспотребнадзора. Здание школы построено в 1969 году, капитального ремонта не было, отремонтировали только крышу на здании школы и заменили полы в коридоре на 1 этаже. Просит суд принять признание иска, последствия признания заявленных исковых требований ему понятны.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Оснований, предусмотренных ч.3 ст.68 ГПК РФ, исключающих принятие судом признания иска ответчиком, не установлено.
В силу ч.1 ст.173 ГПК РФ признание иска представителем ответчика - директором МБОУ Красногорской СОШ Ивановым А.В. занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.173 ГПК РФ судом представителю ответчика - директору МБОУ Красногорской СОШ Иванову А.В. разъяснены последствия признания иска, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска представителем ответчика в мотивировочной части может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебном заседании установлено, что представитель ответчика - директор МБОУ Красногорской СОШ Иванов А.В. добровольно признал исковые требования в полном объеме.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по УР Агеев С.А. не возражает вынести решение с признанием иска ответчиком.
Признание иска представителем ответчика - директором МБОУ Красногорской СОШ Ивановым А.В. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому суд принимает признание иска представителем ответчика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Красногорской средней общеобразовательной школе об устранении нарушений санитарного законодательства являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска представителем ответчика - директором Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красногорской средней общеобразовательной школы Ивановым А. В..
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Красногорской средней общеобразовательной школе об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красногорскую среднюю общеобразовательную школу в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства в месте фактического осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, - а именно:
- оборудовать в спортивном зале отдельные от снарядных раздевальные для мальчиков и девочек;
- в помещениях начальных классов, мастерской для мальчиков установить умывальные раковины;
- провести ремонт полов, потолков в помещениях школы;
- в кабинетах для обучающихся начального общего образования установить ученическую мебель, обеспеченную регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; провести ремонт стен в процедурном кабинете;
- обеспечить уровни искусственной освещенности в кабинете химии в соответствии с гигиеническими нормами;
- в здании школы оборудовать питьевые фонтанчики либо иметь воду, расфасованную в емкости для соблюдения питьевого режима в образовательном учреждении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Елькина С.А.