Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-44/2021 (2-1007/2020;) ~ М-743/2020 от 10.08.2020

Дело №2-44/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2021 года г. Павлово

Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Павлычевой С.В., при секретаре Ломакиной А.Д.,

с участием истца Мамедова С.О.-оглы, его представителя Эминова Д.С. оглы, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика УПФР по Павловскому району Нижегородской области Щенниковой О.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Мамедова С. О. О. к УПФР по Павловскому району Нижегородской области, ГУ ОПФР по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию с даты обращения,

У С Т А Н О В И Л:

Мамедов С.О.О. обратился в Павловский городской суд Нижегородской области с исковыми требованиями к УПФР по Павловскому району Нижегородской области, ГУ ОПФР по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию с даты обращения.

В обоснование заявленных требований указал, что решением УПФР по Павловскому району Нижегородской области от 18.06.2018г. за №994 было отказано Мамедову С.О-оглы в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 35 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Управлением Пенсионного фонда РФ по Павловскому району установлена величина индивидуального пенсионного коэффициента Мамедову С.О. оглы 10,363 на дату обращения требуется не ниже 11,4.

С данным решением УПФР по Павловскому району истец не согласен, он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ как ИП бессрочно и страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа оплачивал. После повторного обращения в УПФР по Павловскому району истцу рекомендовали оплатить взносы в ПФР в виде фиксированного платежа за ДД.ММ.ГГГГ и тогда величина индивидуального пенсионного коэффициента будет достаточно для назначения пенсии. Истец оплатил данную сумму в размере 32000,00 рублей. Для подтверждения оснований назначении пенсии на дату обращения в УПФР по Павловскому району Нижегородской области истец представил: копии трудовой книжки, архивные справки, выписки.

Просит признать незаконным решение УПФР по Павловскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении страховой пенсии по старости.

Обязать УПФР по Павловскому району Нижегородской области назначить Мамедову С. О. О. страховую пенсию с даты обращения.

Истец Мамедов С.О. оглы в судебном заседании на удовлетворении требований настаивает, повторив доводы. указанные в исковом заявлении.

Представитель Мамедова С.О. оглы -Эминов Д.С. оглы, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФР по Павловскому району Нижегородской области Щенникова О.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, отзыв на исковое заявление приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика ГУ ОПФР по Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили отзыв на исковое заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, отзыв приобщен к материалам дела.

Третье лицо МРИ ФНС №7 по Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в заявлении просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно требованиям ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив согласно ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

На основании ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно п. п. "б" п. 6 Правил уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона N 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии; периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 указанного Закона работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пп. 10, 10.1, 10.2, 11 п. 2 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу приведенной выше части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховой стаж Мамедова С.О.О. должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за спорный период и (или) документами, выдаваемыми работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что решением УПФР по Павловскому району Нижегородской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. Мамедову С.О.О. было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

ДД.ММ.ГГГГ Мамедов С.О.О. повторно обратился в УПФР по Павловскому району Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно материалам пенсионного дела, при оценке пенсионных прав истца УПФР по Павловскому району Нижегородской области (межрайонное) в страховой стаж истца были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 2 года 3 дня; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 7 месяцев 25 дней; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г.- 1 год 8 месяцев 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 6 месяцев 21 день; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 1 год 08 месяцев 5 дней; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 2 года 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 1 год 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 4 месяца 7 дней; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- 2 года 11 месяцев 1 день, Итого 12 лет 2 месяца 10 дней.

Согласно информации (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), представленной отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями УПФР по Павловскому району Нижегородской области (межрайонное), Мамедов С.О.О. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.

За период с ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. не имел доходов от предпринимательской деятельности, не производил начисление и перечисление страховых взносов в ПФР.

За периоды с ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. имел доходы от предпринимательской деятельности, производил начисление и перечисление страховых взносов.

За периоды с ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. информацию о доходах от предпринимательской деятельности не представлял, не производил начисление и перечисление страховых взносов.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ оплачены в ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ. Мамедов С.О.О. был снят с регистрационного учета в МРИ ФНС №7 по Нижегородской области.

С ДД.ММ.ГГГГ. истец вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., и ДД.ММ.ГГГГ. не оплачены.

Страховые взносы из стоимости страхового года за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. не оплачены.

Страховые взносы в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. не оплачены.

УПФР по Павловскому району Нижегородской области (межрайонное) в страховой стаж истца, как индивидуального предпринимателя, были включены периоды предпринимательской деятельности, в которые Мамедов С.О.О. оплачивал страховые взносы в установленном порядке.

На основании представленных документов величина ИПК составила 10,363, что менее требуемых для истца в ДД.ММ.ГГГГ. 11,4 балла.

Таким образом, поскольку у Мамедова С.О.О. отсутствовала требуемая величина ИПК, решением УПФР по Павловскому району Нижегородской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Согласно ответу на запрос МРИ ФНС №7 по Нижегородской области, согласно выписке из ЕГРИП Мамедов С.О.О. (ИНН <данные изъяты>) являлся индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

Карточка «Расчеты с бюджетом по Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года)» открыта в МРИ ФНС России №7 по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данной КРСБ Мамедов С.О.О. ДД.ММ.ГГГГ. оплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 32480,00 рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. задолженность Мамедова С.О.О. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляет 6550,00 рублей, пени 2288,11 рублей.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, предусмотрено, что с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В п. п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года N 582, предусмотрено, что страхователи, являющиеся военными пенсионерами, то есть получающими пенсии, установленные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не уплачивают фиксированный платеж.

Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О.

Конституционный Суд Российской Федерации определил, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начиная с 24 мая 2005 года (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).

Закон от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям, право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 01 января 2007 года. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.

С 01 октября 2008 года вступил в силу (частично) Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Пунктом 7 статьи 5 Закона от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 данного Закона предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Эта норма распространяется и на лиц, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 01 октября 2008 года, то есть с момента вступления в силу Закона от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 2 ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 14 данного Закона страхователь - индивидуальный предприниматель - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.

Согласно ст. 28 Закона N 167-ФЗ указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

"Страховая пенсия" согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что условием для назначения истцу страховой пенсии является необходимость уплаты соответствующих страховых взносов в период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию с даты обращения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Мамедова С. О. О. к УПФР по Павловскому району Нижегородской области, ГУ ОПФР по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию с даты обращения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья: С.В. Павлычева

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2021 года.

Судья С.В. Павлычева

2-44/2021 (2-1007/2020;) ~ М-743/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мамедов Сулейман Орудж-Оглы
Ответчики
ГУ ОПФР по Нижегородской области
УПФР по Павловскому району Нижегородской области
Другие
МРИ ФНС №7 по НО
Эминов Дурсун Сераджадин Оглы (представитель истца)
Суд
Павловский городской суд Нижегородской области
Судья
Павлычева С.В.
Дело на сайте суда
pavlovsky--nnov.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.10.2020Предварительное судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее