Мотивированное решение от 09.06.2023 по делу № 02-1756/2023 от 08.02.2023

УИД: 77RS0027-02-2021-011401-12

Р Е Ш Е Н И Е

 Именем  Российской Федерации

 

23 мая 2023 года                                                                                    адрес

 

Тверской районный суд адрес в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1756/2023 по иску Гилева Павла Владимировича, Гилевой Елены Михайловны к  ГБУ адресМосквы», УСЗН адрес о признании незаконными действий (бездействия), решения, обязании выдать социальные карты, взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов,

 

УСТАНОВИЛ:

Истцы Гилев П.В., Гилева Е.М., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, обратились в суд с иском к ГБУ «МФЦ адрес», УСЗН адрес о признании незаконными действий (бездействия) УСЗН адрес, выразившихся в досрочном аннулировании социальных билетов Гилевой Е.М., фио, фио; признании незаконным отказа ГБУ адресМосквы»в выдаче социальных карт марка автомобиля Гилеву П.В., Гилевой Е.М., фио, фио; обязании ГБУ адресМосквы», УСЗН адрес обеспечить фио, Гилеву Е.М., фио, фио социальными картами для бесплатного проезда нп общественном транспорте в адрес; взыскании с ГБУ адресМосквы», УСЗН адрес убытков в размере сумма, компенсации морального вреда в размере сумма, расходов на юридические услуги в размере сумма, нотариальных расходов в размере сумма 

Требования мотивированы тем, что они их дети фио – 2010 г.р., фио – 2012 г.р., фио – 2018 г.р. проживают в адрес по адресу: адрес с 16 декабря 2019 года. Жилое помещение по вышеуказанному адресу предоставлено на основании договора найма, срок действия которого продлевается на срок контракта о прохождении службы. Решением ОСЗН адрес от 02 марта 2021 года их семье присвоен статус многодетной, в связи с чем на семью распространяются гарантии, предусмотренные Законом адрес от 23.11.2005 N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в адрес». В целях получения социальной карты марка автомобиля они обратились в адрес Косино-Ухтомский с заявлением, к которому были приложены необходимые документы. 03 марта 2021 года адрес Косино-Ухтомский им были выданы временные социальные билеты на фио, фио, между тем, в дальнейшем временные социальные билеты были аннулированы. ГБУ «МФЦ адрес» 27 марта и 30 апреля 2021 года были вынесены уведомления об отказе в приеме документов. ОСЗН адрес в своих ответах от 08 июня и 14 июля 2021 года сообщили им, что прием документов для предоставления государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля» осуществляется ГБУ адресМосквы». Полагают, что предоставив недостоверную информацию должностные лица ОСЗН адрес скрыли от них истинную причину аннулирования социальных карт, специалисты ГБУ адресМосквы» не направили их документы в ГУП «Московский социальный регистр», тем самым нарушили их права и права несовершеннолетних, что причинило убытки и нравственные страдания, лишением возможности реализовать право на социальную гарантию предусмотренную законом субъекта.

Истцы в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, истец Гилев П.В. воспользовался правом на ведение дела через представителя по доверенности фио, которая в судебное заседание явились, просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ГБУ «МФЦ адрес» по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. 

Представитель ответчика УСЗН адрес по доверенности фио в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, представлен отзыв на иск.

Представители третьих лиц ГУП «Московский социальный регистр» по доверенности фио, Департамент информационных технологий адрес по доверенности фио,  в судебном заседании разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам. 

Так, Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.

Дополнительные меры социальной поддержки, устанавливаемые в адрес как субъекте Российской Федерации в порядке статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" многодетным семьям также в силу общих конституционных принципов недопустимости дискриминации (ст. 19 Конституции РФ) гарантируются всем лицам, относящимся к категории многодетных семей, постоянно проживающих на территории адрес как субъекта Российской Федерации.

Законом адрес от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в адрес" определены меры социальной поддержки семей с детьми (единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания), а также категории получателей мер социальной поддержки, в том числе многодетные семьи; указанным законом предусмотрено, что его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в адрес, при этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1), а финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством адрес (ст. 37).

Согласно п. 4 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 29 Закона адрес "О социальной поддержке семей с детьми в адрес" право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутных такси) представляется родителям многодетной семьи, детям в возрасте до 18 лет (социальная помощь в натуральной форме).

В силу ст. 32.1 указанного Закона меры социальной поддержки в форме натуральной помощи в виде льготного или бесплатного проезда, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются с использованием социальных карт, выпуск, выдача и обслуживание которых осуществляются уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти адрес или подведомственным ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием в порядке, установленном Правительством Москвы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гилев П.В., Гилева Е.М. являются родителями несовершеннолетних фио – 2010 г.р., фио – 2012 г.р., фио – 2018 г.р.

Гилев П.В. проходит службу в должности инспектора отдела инспектирования деятельности таможенных органов Главного организационно-инспекторского управления ФТС России.

16 декабря 2019 года между Гилевым П.В. и Центральной базовой таможней заключен договор найма служебного жилого помещения, по которому Гилеву П.В. и его семье на срок службы в центральном аппарате ФТС России без права регистрации по месту жительства передано жилое помещения, расположенное по адресу: адрес.

Дополнительным соглашением от 07 сентября 2020 года к договору найма служебного жилого помещения, срок действия договора продлен по 02 сентября 2023 года.

Из представленных в материалы дела свидетельств о регистрации по месту пребывания усматривается, что истцы их дети в период с 13 октября 2020 года по 02 сентября 2023 года зарегистрированы по месту пребывания по адресу: адрес, при этом, адресом постоянной регистрации семьи по месту жительства является: адрес.

Согласно ответу ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций адрес» от 28 января 2021 года, семье Гилевой Е.М. меры социальной поддержки,  предусмотренные для многодетной семьи не назначались и не предоставлялись, семья снята с учета в территориальном отделе по адрес ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций адрес» в связи со сменой места жительства.

Из содержания письма Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 24 февраля 2021 года № 01-33-1094/21, адресованного начальнику ОСЗН адрес следует, что Департаментом сочтено возможным назначить Гилеву П.В., ежемесячных компенсационных выплат семьям, имеющим трех и более детей: на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за пользование телефоном на троих детей на срок с 01 января 2021 года по 30 сентября 2023 года, ежемесячную компенсационную выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет, а также присвоить статус многодетной семьи адрес (после поступления обращения через раздел «Услуги» официального сайта Мэра Москвы) на срок назначения социальных выплат.

03 марта 2021 года УСЗН адрес истцам выдано удостоверение многодетной семьи адрес, срок действия удостоверения до 30 сентября 2023 года, адрес регистрации семьи по месту жительства - адрес.

03 марта 2021 года адрес Косино-Ухтомский адрес выданы временные единые социальные билеты фио, фио, срок действия которых оставлял 30 дней до оформления социальной карты марка автомобиля, при этом, в дальнейшем действие временных социальных билетов было аннулировано.

В связи с аннулированием действия временных социальных билетов истцы обратились в ГБУ «МФЦ адрес» с заявлениями о предоставлении государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля», однако уведомлениями от 27 марта, 30 апреля 2021 года ГБУ адресМосквы» истцам было отказано в  приеме заявлений для предоставления государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля».

В связи с обращение Гилевой Е.М. о несогласии с действиями ГБУ «МФЦ адрес межрайонной прокуратурой адрес была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что истцам необоснованно отказано ГБУ адресМосквы» в приеме документов для предоставления государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля», вынесено представление в адрес директора ГБУ адресМосквы» об устранении нарушений законодательства о государственной социальной помощи, о порядке рассмотрения обращений граждан.

Согласно ответу УСЗН адрес № 11377 от 16 октября 2021 года, Гилевой Е.М. сообщено, что ранее выданные социальные карты марка автомобиля были заблокированы по причине отсутствия права на бесплатный проезд в адрес в связи с отсутствием места жительства в адрес. Информация о блокировке карт направлена ОСЗН адрес в ГУП «Московский социальный регистр» на основании информации об отсутствии регистрации по месту жительства в адрес у Гилевой Е.М. и членов ее семьи.

Уведомлениями от 10 сентября, 30 апреля 2022 года ГБУ «МФЦ адрес» истцам было отказано в  приеме заявлений для предоставления государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля».

Обращаясь в суд с настоящим иском Гилев П.В., Гилева Е.М. указываю на то, что выданные им и детям социальные карты марка автомобиля были  незаконно аннулированы, а в последующем без законных на то оснований им было отказано ГБУ «МФЦ адрес» в приеме документов для предоставления государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля».

В судебном заседании представитель ответчика ГБУ «МФЦ адрес» пояснил, что первоначально социальные карты марка автомобиля были выданы, однако в дальнейшем действие социальных карт по сообщению ОСЗН адрес было приостановлено. При повторном обращении истцов в ГБУ «МФЦ адрес» с заявлениями о предоставлении государственной услуги – «Оформление и выдача социальной карты марка автомобиля» сведений в социальном регистре не было, в связи с чем было отказано в приеме документов.

Представитель УСЗН адрес в судебном заседании пояснил, что истцам и их семье в порядке исключения были назначены социальные выплаты, предусмотренные Законом адрес от 23.11.2005 N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в адрес», аннулирование ранее выданных социальных карт произошло на основании электронного письма ОСЗН адрес, которое было направлено в ГУП «Московский социальный регистр»; содержание данного электронного письма представитель УСЗН адрес пояснить не смог, как и основания для его направления.

Представитель третьего лица Департамент информационных технологий адрес в судебном заседании пояснил, что блокировка социальных карт выданных Гилевой Е.М., фио, фио произошла на основании электронного файла, поступившего из  ОСЗН адрес с указанием причины блокировки – «Ошибочно поставлен на учет». По состоянию на 16 мая 2023 года новых заявлений о выдаче социальных карт Гилевой Е.М., фио, фио непоступало, в ЕРСЛ информации о несовершеннолетних подопечных истцов, самих истцов в качестве получателей социальных льгот не зарегистрировано.

Представитель истца фио в судебном заседании пояснила, что в настоящее время истцам и их детям фио, фио выданы временные социальные билеты, в связи с оформлением социальных карт марка автомобиля.

В соответствии с частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении дела было установлено, что Гилев П.В. и его семья фактически проживают в адрес, в связи с прохождением последним службы в центральном аппарате ФТС России; Гилева Е.М. состоит на медицинском учете в адресМосквы «ГП № 66 ДЗМ», дети истцов в целях медицинского обслуживания прикреплены к ГБУЗ «ДГП № 120 ДЗМ», ребенок фио – 2018 г.р. посещает ГБОУ Школа № 2026 УК № 1 с 07 октября 2020 года по настоящее время (справка ГБОУ Школа № 2026 от 17 марта 2023 года), указанные обстоятельства послужили основанием для предоставления истцам и их детям Департаменома труда и социальной защиты населения адрес социальных гарантий, предусмотренных Законом адрес от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в адрес".

Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в адрес регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в адрес" (далее также - Порядок).

Согласно п. 1.2 Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 г. N 668-ПП социальная карта - материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о держателе социальной карты и обеспечивающий доступ к информации, используемой для подтверждения права держателя социальной карты на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот (при наличии информации о держателе социальной карты в Едином реестре социальных льготников), а также для предоставления услуг держателям социальных карт.

Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признается гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в адрес, а также обучающийся на территории адрес по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ).

В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в адрес" (приложение 3), названы в том числе дети из многодетных семей до достижения каждым ребенком возраста 18 лет и родители многодетной семьи до достижения младшим ребенком возраста 18 лет  (пункт 2.6 данного перечня).

В соответствии с пунктом 1.7.5 приложения к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в адрес", в редакции от 03 декабря 2020 года,  социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования адрес, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Согласно п. 1.9 Порядка в редакции от 03 декабря 2020 года,  в целях выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт органы исполнительной власти адрес, подведомственные им организации, определяющие статус граждан в качестве получателей социальных льгот, обеспечивают, в том числе с использованием информационных систем и ресурсов адрес, предоставление информации, определяющей статус каждого получателя социальных льгот в соответствии с категориями, указанными в Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты (приложение 3 к настоящему постановлению), в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ) и своевременную актуализацию указанной информации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи, право истцом и ихдетей, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающей получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в адрес, а с местом жительства в адрес.

 Эти нормативные положения соответствуют требованиям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения приведенных выше норм права, дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПУ РФ, суд приходит к выводу о  том, что у УСЗН адрес отсутствовали законные основания для инициирования действий по блокировке выданных истцам социальных карт, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что адрес является для истцов и их детей местом преимущественного проживания, при этом, суд также отмечает, что Закон адрес от 23.11.2005 N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в адрес» не предполагает возможности избирательного характера предоставления мер социальной поддержки им гарантированных при наличии оснований для их оказания, применительно к решению Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 24 февраля 2021 года № 01-33-1094/21.

При таких обстоятельствах подлежат признанию незаконными действия УСЗН адрес, связанные с досрочным аннулированием социальных билетов Гилевой Е.М., фио, фио

Оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным отказа ГБУ «МФЦ адрес» в выдаче социальных карт, обязании обеспечить социальными картами, суд не усматривает, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что временные проездные билеты были аннулированы на основании решения ОСЗН адрес, в связи с чем у ГБУ адресМосквы» отсутствовали законные основания для выдачи социальных карт, принимая во внимание тот факт, что решение о выдаче таковых принимается Департаментом труда и социальной защиты адрес.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По смыслу приведенных выше правовых норм для наступления ответственности за причинение вреда, в частности, в виде возмещения убытков, необходима совокупность следующих условий: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда (действие или бездействие), причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства, истцами вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств наличия совокупности условий для наступления ответственности ГБУ «МФЦ адрес», УСЗН адрес в виде возмещения убытков, в частности не доказан факт причинения убытков, их размер, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, что является основанием для отказа в удовлетворении иска в части требования о возмещении ущерба.

Абзац десятый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 Кодекса.

В силу статьи 151 ГК РФ если гражданину причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.)

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

Поскольку при рассмотрении дела был установлен факт нарушения прав истцов и их детей неправомерным аннулированием УСЗН адрес социальных карт, приходит к выводу о взыскании с УСЗН адрес в пользу каждого из истцов компенсации морального вреда в размере сумма, при этом, исходит из того, что истцы испытывали нравственные страдания, ставшие следствием необоснованного лишения возможности получать социальные гарантии, в том числе предоставляемые в натуральном виде в соответствии с Законом адрес от 23.11.2005 N 60.

Размер компенсации морального вреда подлежащей взысканию судом определен с учетом требования разумности и справедливости, объема причиненных истцам физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда.

Отказывая в удовлетворении требования истцов о взыскании с ГБУ «МФЦ адрес» компенсации морального вреда, суд исходит из того, что при рассмотрении дела не нашел своего подтверждения факт совершения ГБУ адресМосквы» каких-либо действий, которые причинили бы истцам физические и нравственные страдания.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, предусмотренные ст. 94 кодекса.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, с ответчика УСЗН адрес в пользу истца  фио подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере сумма, при определении размера подлежащей взысканию суммы расходов на оплату юридических услуг, суд принимает во внимание правовую сложность дела, количество судебных заседаний с участием представителя, объем проделанной работы, требования разумности и справедливости.

Оснований для удовлетворения требования истцов о взыскании нотариальных расходов в размере сумма суд не усматривает, поскольку исходя из разъяснений п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу, между тем, из представленной в материалы дела доверенности не усматривается, что она выдана для участия в определенном деле.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░  ░░░ «░░░ ░░░░░», ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░; ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░  ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                                                ░░░░░░ ░.░.

 

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 09.06.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-1756/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 23.05.2023
Истцы
Гилев П.В.
Гилева Е.М.
Ответчики
УСЗН ВАО г.Москвы
ГБУ Многофункциональные центры предоставления государственных услуг г. Москвы
Суд
Тверской районный суд
Судья
Утешев С.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее