Решение изготовлено в полном объеме 10.06.2020 года
Дело № 2а-1987/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» июня 2020 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Трощило А.Е.,
при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по г. Чехов Московской области к Чачуа ФИО5 о взыскании задолженности по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец, ИФНС России по г. Чехову Московской области, обратился в суд с иском к административному ответчику, Чачуа Е.И., о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 21 420 руб. и пени в размере 457 руб. 68 коп.; по налогу на имущество за 2014 год в размере 15 152 руб. и пени в размере 323 руб. 75 коп., за 2016 год в размере 21 617 руб., а всего на сумму в размере 58 970 руб. 43 коп., мотивируя свои требования тем, что ответчик является гражданином Российской Федерации и налогоплательщиком указанных налогов, уплата которых в указанный период ею не производилась, в связи с чем за ней числится задолженность по уплате налогов, на которую начислены пени. В адрес ответчика направлялись налоговое уведомление и налоговое требование об уплате задолженности, однако до настоящего времени требование не исполнено.
Административный истец, представитель ИФНС России по г. Чехову Московской области, в судебное заседание не явился, извещен, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административный ответчик, Чачуа Е.И., в судебное заседание не явилась, извещена, возражений не направила, об уважительности причины неявки суд не известила.
Суд, изучив материалы дела, представленные доказательства, считает административные исковые требования подлежащими отклонению.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество в виде квартир и иных строений.
Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ Чачуа Е.И. является собственником автомобиля марки ВАЗ 21099, государственный регистрационный знак №; с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиля марки ВАЗ 21150, государственный регистрационный знак №; с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиля марки Ауди А3, государственный регистрационный знак №; с ДД.ММ.ГГГГ – автомобиля марким Инфинити QX70, государственный регистрационный знак №.
С ДД.ММ.ГГГГ Чачуа Е.И. является собственником помещения с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ год – помещения с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ – квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговое законодательство содержит условия изменения сроков уплаты налогов и пени как в заявительном порядке самим налогоплательщиком (статья 61 Налогового кодекса Российской Федерации), так и в иных установленных законом случаях, в том числе налоговым органом.
В абзаце втором пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Чачуа Е.И. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 21 420 руб., налог на имущество физических лиц в размере 36 769 руб. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19,20).
Неисполнение ответчиком обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В установленные сроки налоги за указанный период ответчиком уплачены не были, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в личный кабинет налогоплательщика Чачуа Е.И. налоговым органом было выставлено требование № об уплате налогов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое также ответчиком не выполнено до настоящего времени (л.д.21,22).
Поскольку задолженность по налогам так и не была погашена ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Чеховского судебного района Московской области был выдан судебный приказ по заявлению ИФНС России по г. Чехову Московской области о взыскании с Чачуа Е.И. задолженности по указанным налогам за 2014, 2016 годы.
ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от Чачуа Е.И. возражений относительно его исполнения и несогласием с суммой налогов.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования об уплате транспортного налога истек ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка № Чеховского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Чачуа Е.И. задолженности по оспариваемым налогам отменен, в связи с чем шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании обязательных налоговых платежей истек ДД.ММ.ГГГГ.
С административным иском ИФНС России по г. Чехову Московской области обратилась в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным пропуском установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, тогда как после отмены судебного приказа на протяжении более одного года каких-либо мер, направленных на принудительное взыскание с Чачуа Е.И. имеющейся задолженности, не предпринималось.
С учетом установленных обстоятельств, учитывая пропуск налоговым органом срока обращения в суд с настоящим административным иском, причины для восстановления которого суд полагает неуважительными, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При этом суд полагает необходимым отметить, что безусловная значимость взыскания в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска, какие в рассматриваемом деле не представлены, а судом не установлены.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Административный иск ИФНС России по г. Чехов Московской области к Чачуа ФИО6 о взыскании задолженности по налогам, пени – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Председательствующий судья: А.Е. Трощило