Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Нижнеудинск 16 марта 2020 года
Судья Нижнеудинского городского суда Иркутской области Папина Е.П., рассмотрев жалобу государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронова С.Г. на постановление мирового судьи судебного участка №75 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области Рыбалко М.В. от 13.01.2020г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – мастера участка Муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» Семенова А.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №75 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области Рыбалко М.В. от 13.01.2020г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – мастера участка Муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» Семенова А.Ю..
В жалобе, поданной в Нижнеудинский городской суд, государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронов С.Г. просит об отмене вышеуказанного постановления, считая постановление мирового судьи незаконным и необоснованным, указывая, что мастер дорожный участка дорожного хозяйства Муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» Семёнов А.Ю. согласно должностной инструкции выполнял все функции матера участка дорожного хозяйства; место ДТП входит в зону собственности Нижнеудинского муниципального образования и содержания МБУ «Коммунальник» не прилегающей территории, а обочины проезжей части с входящим в зону обслуживания колодца. Просит постановление мирового судьи судебного участка №75 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области Рыбалко М.В. от 13.01.2020г. отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронов С.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил её удовлетворить.
Должностное лицо Семёнов А.Ю. о месте и времени рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу без его участия.
Защитник Качанов С.А. просил рассмотреть дело по жалобе в его отсутствие.
Выслушав государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронова С.Г., проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 08.11.2019 г., составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району, 05.11.2019 в 17 часов 00 минут в г.Нижнеудинске на ул. Кашика возле дома "номер обезличен" были выявлены нарушения требований п. 5.2, п.п.5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 5 ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» в части разрушения крышки люка на обочине проезжей части улично-дорожной сети, что подтверждается актом выявленных недостатков от 05.11.2019г.
Тем самым, мастер участка муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» Семенов А.Ю., являясь должностным лицом, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из протокола об административном правонарушении от 08.11.2019 следует, что он составлен в отношении должностного лица - мастера участка МБУ «Коммунальник» Семенова А.Ю. по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Свой вывод об отсутствии в действиях должностного лица Семёнова А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.23.4 КоАП РФ, мировой судья обосновал ссылкой на приказ МБУ «Коммунальник» от 01.07.2019 №50, согласно которому Семёнов А.Ю. принят на работу в Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник» мастером дорожным в участок дорожного хозяйства, указав, что доказательств назначения Семенова А.Ю., на должность мастера участка МБУ «Коммунальник» материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Согласно должностной инструкции мастера участка дорожного хозяйства муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник», утвержденной 01.07.2019, она определяет должностные обязанности, права и ответственность дорожного мастера (п.1.1 Должностной инструкции). Согласно п.3.2, п.3.3 Должностной инструкции дорожный мастер осуществляет руководство участком дорожного хозяйства в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами, регулирующими производственно-хозяйственную деятельность учреждения; обеспечивает выполнение участком дорожного хозяйства в установленные сроки муниципального задания и еженедельного плана работы по объему производства работ.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об автомобильных дорогах) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
Согласно п.1.2 Устава муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» бюджетное учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет выполнение работ и оказание услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления Нижнеудинского муниципального образования в области развития дорожного хозяйства, объектов благоустройства, озеленения, содержания мест захоронения, создание условий безопасной эксплуатации автомобильных дорог мостов и иных транспортных сооружений местного значения, выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Для достижения установленных Уставом целей и предмета деятельности МБУ «Коммунальник» осуществляет в числе иных и деятельность по содержанию, строительству, капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования в пределах муниципального задания (п.2.3 Устава). Муниципальные задания для Бюджетного учреждения формирует и утверждает Учредитель – администрация Нижнеудинского муниципального образования. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (п.1.8 Устава).
Согласно абз. 6 ч.3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Муниципальное задание включает в себя, в числе иного показатели объема (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) (ч.1 ст. 69.2 БК РФ).
Согласно абз.1, абз. 2 ч.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
В соответствии с требованиями закона одним из юридически значимых обстоятельств для установления виновности лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, являющегося должностным лицом муниципального бюджетного учреждения, является установление в числе прочего данных о том, выдавалось ли администрацией Нижнеудинского муниципального образования для муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» муниципальное задание в соответствующей сфере выполняемых работ, в том числе в отношении автомобильной дороги по ул. Кашика в г. Нижнеудинске, каков объем и вид работ, включенных в муниципальное задание, включено ли в муниципальное задание проведение ремонта и содержание автомобильной дороги и иных конструктивных элементов, относящихся к автомобильной дороге по ул. Кашика в г.Нижнеудинске.
Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что доказательства в подтверждение вышеназванных обстоятельств в материалах дела отсутствуют.
Согласно пп. 1 пункта 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пп. 12 п. 1 той же статьи).
Пунктом 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлены требования к содержанию покрытия проезжей части автомобильных дорог. Согласно п. 5.2.7 указанного ГОСТа не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения. Пунктом 5 ГОСТа 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» установлены технические требования к люкам смотровых колодцев, ремонтным вставкам и дождеприемникам.
Из акта о выявленных недостатках в эксплуатации состояния автомобильной дороги от 05.11.2019г. следует, что выявлены недостатки в виде разрушения крышки люка на проезжей части улично-дорожной сети улицы Кашика около дома "номер обезличен" в г. Нижнеудинске.
Протокол об административном правонарушении от 08.11.2019 содержит сведения о разрушении крышки люка на обочине проезжей части автодороги по ул.Кашика.
Из приобщенного к материалам дела фотоснимка автомобиля, колесо которого попало в открытый колодец, видно, что крышка люка отсутствует не на проезжей части, а на прилегающей к проезжей части территории. При этом представленные материалы не позволяют установить на каком расстоянии от проезжей части расположен данный объект коммуникации, является ли указанное место обочиной автомобильной дороги и находится ли в границах полосы отвода автомобильной дороги, либо расположен на прилегающем земельном участке.
Указанное не позволяет сделать вывод о том, относится ли данный объект коммуникации с отсутствующим люком к автомобильной дороге с учетом полосы отвода автомобильной дороги, либо к земельному участку, прилегающему к полосе отвода автомобильной дороги.
Согласно абз. 2 п. 4.7. Правил благоустройства территории Нижнеудинского муниципального образования, утвержденных решением Думы Нижнеудинского муниципального образования от 21.03.2019 г. N 22 обследование смотровых и дождеприемных колодцев ливневой канализации и их очистка производятся организациями, у которых эти сооружения находятся в хозяйственном ведении или на ином праве владения, по утвержденным этими организациями графикам.
Организациям, в ведении которых находятся подземные инженерные сети, следует регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций всегда находились на уровне дорожного покрытия, содержались постоянно в исправном состоянии и закрытыми. Крышки люков, колодцев, расположенных на проезжей части улиц, на тротуарах, в случае их повреждения или разрушения следует немедленно огородить и в течение не более суток с момента обнаружения восстановить силами организации, в ведении которой находятся коммуникации (п.13.2.2 вышеназванных Правил благоустройства).
Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих передачу в ведение муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» как объекта транспортной инфраструктуры – автомобильной дороги по ул. Кашика, так и объекта коммуникации с крышкой люка, расположенного на обочине дороги по ул. Кашика в районе дома "номер обезличен" в г.Нижнеудинске.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 31.12.2014 № 1344 за МБУ «Коммунальник» закреплено муниципальное имущество Нижнеудинского муниципального образования на праве оперативного управления», в отношении которого МБУ «Коммунальник» несет бремя содержания, в соответствии с требованиями абз. 2 п.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно приложению № 1 указанного постановления за МБУ «Коммунальник» на праве оперативного управления закреплено имущество Нижнеудинского муниципального образования, в перечень которого не входят коммуникации с крышками люков, дождеприемные колодцы или иные подобные конструктивные элементы.
С учетом требований Правил благоустройства Нижнеудинского муниципального образования, возлагающих обязанность по осуществлению контроля за состоянием крышек люков коммуникаций, расположенных на проезжей части улиц, на тротуарах, и устранению их повреждений и разрушений силами организации, в ведении которой находятся коммуникации (П.13.2.2 Правил благоустройства), мировой судья правильно установил, что представленные материалы дела об административном правонарушении не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, вменяемого должностному лицу муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» Семёнову А.Ю.
Частью 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказательства по делу оценены мировым судьёй по правилам, установленным КоАП РФ.
Таким образом, в действиях должностного лица – мастера участка муниципального бюджеьного учреждения «Коммунальник» Семёнова А.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы жалобы государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронова С.Г. о том, что постановление мирового судьи незаконное и необоснованное, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронова С.Г. - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №75 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области Рыбалко М.В. от 13.01.2020г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – мастера участка Муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» Семенова А.Ю. - оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Нижнеудинскому району Воронова С.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке надзора.
Судья Е.П. Папина