Дело № 2-129/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2012 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре Н.П.Фоменко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сазоновой С.К. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными действий, о возложении обязанности совершить определенные действия, о взыскании задолженности, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Сазонова С.К. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации района о признании незаконными действий ответчика по прекращению выплаты доплаты к трудовой пенсии, о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к трудовой пенсии в размере ... рублей, о возложении обязанности по совершению действий, направленных на продолжение выплаты ранее установленной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, о компенсации морального вреда в размере ... рублей, мотивируя исковые требования тем, что распоряжением главы местного самоуправления Прионежского района от № от хх.хх.хх г. она была уволена хх.хх.хх г. с должности в связи с добровольным выходом в отставку; постановлением от хх.хх.хх г. № истице была установлена доплата к трудовой пенсии за выслугу лет в размере ...% должностного оклада (... руб.) с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Карелии. В последующем размер доплаты был установлен в сумме не менее 500 рублей. Однако с хх.хх.хх г. ответчик прекратил выплату надбавки. Истица считает действия ответчика незаконными, ущемляющими её права.
В ходе рассмотрения дела истец увеличила заявленные требования, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, просила взыскать с ответчика задолженность в сумме ... коп за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., требования уточнены в связи с допущенной при подсчете суммы арифметической ошибкой, исходя в расчете из оклада в сумме ... руб., размере доплаты - ...% месячного должностного оклада с начислением коэффициента 1,65, в сумме ... руб. ... коп.; также просила взыскать задолженность по выплате доплаты за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. (... месяца и ... дней) - ... руб. ... коп., исходя из расчета ...% от оклада ... рубля (л.д.№).
Истец в судебное заседание не явилась, уведомлена о слушании дела, согласно поступившему заявлению, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на требованиях настаивает. В судебном заседании хх.хх.хх г. указала, что ранее назначенная ей доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы была незаконна прекращена с хх.хх.хх г., хотя у ответчика имелись все необходимые для выплаты документы, считала, что необходимости в новой подаче документов для назначения доплаты не было, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме, считала, что расчет доплаты должен быть сделан из оклада начальника отдела администрации, который в настоящее время составляет ... руб.
Представитель ответчика Мотова А.А., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что назначенную ранее истице доплату к трудовой пенсии перестали выплачивать с хх.хх.хх г., так как прекратил свое действие Закон Республики Карелия от 05.12.1996 года № 160 - ЗРК «О муниципальной службе в РК». После внесения изменений в Устав Прионежского муниципального района истица заявления о назначении ей доплаты не представила, следовательно, у ответчика не имеется обязанности по назначению и выплате доплаты. Также указала, что в настоящее время расчет доплаты истцу может быть сделан из ...% оклада по должности, с которой истица вышла на пенсию, с учетом применения к окладу повышающих коэффициентов, в размере ... руб. в месяц (л.д.№).
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы прокурорской проверки (№) приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (ст.ст. 7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
С введением в действие с 1 января 1997 года Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 года № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета. Размер данной доплаты ограничивался 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия (статья 17).
Пунктом 8 статьи 37 Устава муниципального образования Прионежский муниципальный район РК (в ред. от хх.хх.хх г.) предусмотрено, что дополнительные гарантии лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, определяется в порядке, установленном федеральным законодательством и Законом Республики Карелия от 05.12.1996 года № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».
С 13.08.2007 года правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК, в соответствии со статьей 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что Сазонова С.К. являлась муниципальным служащим (стаж муниципальной службы ... лет ... месяцев), после выхода хх.хх.хх г. в отставку получает трудовую пенсию по старости. На основании постановления и.о. главы местного самоуправления Прионежского района № от хх.хх.хх г. ей была назначена и с хх.хх.хх г. производилась ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Законом РК "О муниципальной службе в Республике Карелия" от 05.12.1996 года № 160-ЗРК (в ранее действовавшей редакции) в размере ...% месячного должностного оклада (... руб.) по должности, которую она занимала на момент выхода на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. №).
Распоряжением Главы Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. с хх.хх.хх г. сокращена должность ....
Согласно штатным расписаниям на хх.хх.хх г. оклад ... составлял ... руб.: на хх.хх.хх г. - ... руб. В штатном расписании на хх.хх.хх г. указанная должность отсутствует.
Постановлением Главы Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. оклад истца был проиндексирован на ...; постановлением Главы Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. оклад истца был проиндексирован на ...; постановлением Главы Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. оклад истца был проиндексирован на .... Таким образом, оклад истца составил ... руб.
Решением XXII сессии I созыва № 7 от 05.06.2008 года, в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Республики Карелия от 24.07.2007 года № 1107 - ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» в связи с увеличением размера трудовой пенсии по старости с 01 июня 2008 года определен минимальный размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, проходившим муниципальную службу и находящимся на трудовой пенсии, в размере 500 рублей.
Выплата указанной доплаты прекращена истице без вынесения какого - либо решения компетентным органом с хх.хх.хх г.
Решением VIII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 16.12.2010 года № 20 утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления Прионежского муниципального района и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее - Положение). В соответствии с пп. «б» пункта 2 данного Положения право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Ежемесячная доплата устанавливается в размере 10% месячного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом размер доплат не может превышать 40% их месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
После принятия 28.05.2010 года действующей в настоящее время редакции статьи 11 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" Решением IX сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 15.03.2011 года № 11 в часть 8 статьи 37 Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» внесены изменения, вступившие в силу с 13.05.2011 года, согласно которым размер ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию, не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет - 55%, свыше трех лет - 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии, по крайней мере, государственным служащим субъектов Российской Федерации был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Имея в виду закрепленный в пункте 1 статьи 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся, согласно пункту 6 статьи 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ», в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.1999 года № 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 Конституции РФ.
Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.
Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (Определения от 13.10.2009 года № 1190-О-О, от 11 мая 2006 года, от 3 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).
Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18.11.2004 года по делу "Праведная против Российской Федерации" и от 25.10.2005 года по делу "Юрий Романов против Российской Федерации").
Действительно, как указывает ответчик, норма Закона РК от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010 года № 1388-ЗРК), устанавливая иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, по методу правового регулирования является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.
Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права.
Судом установлено, что принятым 16.12.2010 года Положением орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих.
По мнению суда, противоправность действий ответчика, прекратившего выплачивать истице доплату к трудовой пенсии, не может быть оправдана отсутствием от Сазоновой С.К. заявления на начисление данной доплаты. Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли с хх.хх.хх г. Поскольку право на получение доплаты ранее было установлено и не утрачено в рамках действующего правового регулирования, это означает, что ответчик принял на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.
На основании вышеизложенного, суд считает, что с хх.хх.хх г. администрация района незаконно прекратила выплачивать истице доплату за стаж муниципальной службы.
Часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Сазонова С.К. имеет стаж, установленный в ст. 37 Устава Прионежского муниципального образования, необходимый для назначения доплаты к пенсии. Процентное выражение доплаты к окладу, установленной ей ранее в размере ... % не превышает оговоренный законом максимальный предел. Иной размер доплаты, установленный Положением, к рассматриваемым правоотношениям на период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. применен быть не может. Ранее приобретенное истицей право ответчик не оспаривает.
Размер спорной доплаты на хх.хх.хх г. составляет ... руб. ... коп (... руб. с учетом последующей индексации, оклад по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы х ... %х1,65). Задолженность за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. составляет ... руб. (... х ... + ...:31 х ...)
С хх.хх.хх г. с учетом стажа истицы по муниципальной службе (... лет), на основании пункта 2 Положения Сазоновой С.К. подлежит начислению ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ...% должностного оклада по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Оснований для определения истице к взысканию с хх.хх.хх г. ежемесячной доплаты, исходя из ...% оклада, как указано выше, не имеется.
За период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истице должно быть было начислено и выплачено ... руб. (... руб. оклад по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы х ...% х 1,65 х ... месяцев +.../31х ... дней хх.хх.хх г.)
Таким образом, общая сумма подлежащая выплате истцу за хх.хх.хх г. составила - ... рубля (... + ...).
Пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку истицей заявлены к защите имущественные права, связанные с начислением и взысканием денежных сумм, и не представлено бесспорных доказательств нарушения ответчиком ее неимущественных прав либо совершение ответчиком действий, посягающих на принадлежащие истице нематериальные блага, как не основанное на законе, заявленное исковое требование о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в пользу истицы подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сазоновой С.К. удовлетворить частично.
Признать действия администрации Прионежского муниципального района РК по прекращению с хх.хх.хх г. выплаты Сазоновой С.К. ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы незаконными.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района РК за счет бюджета Прионежского муниципального района РК в пользу Сазоновой С.К. задолженность по выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с хх.хх.хх г. года по хх.хх.хх г. года в сумме ... рублей, в счет возврата госпошлины ... рублей, всего ... руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда составлено 11 марта 2012 года.