РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2014 года Поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Бондаренко Г.В.,
при секретаре Ботяновской Е.В.,
с участием помощника прокурора Н.В.Мирюк; представителей сторон: Шинкоренко Н.И., С.С.Файзулаевой; третьего лица Ш.Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о сборе и вывозе несанкционированно размещенных бытовых отходов и мусора по <адрес>,
Установил:
Прокурор Нижнеингашского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО <адрес>, <данные изъяты> о сборе и вывозе несанкционированно размещенных бытовых отходов и мусора по <адрес>. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Нижнеингашского района в порядке общего надзора проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по обращению Ш.Ю.В. в деятельности администрации муниципального образования <адрес> и Управляющей компании <данные изъяты> В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно акта проверки от "дата" и от "дата" года, на территории муниципального образования <адрес> имеется несанкционированная стихийная свалка твердых бытовых отходов и мусора расположенная на придомовой территории многоквартирного <адрес>. Земельный участок, загрязненный отходами и мусором имеет размер <данные изъяты> метров. Участок расположен в непосредственной близости от жилого дома. Отходы складируются в кучу непосредственно на землю. Площадка для сбора мусора и установки контейнеров не оборудована. Данный земельный участок, загрязненный отходами граничит с приусадебным участком Ш.Ю.В., расположенным по <адрес>. Во время дождей и таяния снега стоки с мусорной кучи попадают на его приусадебный участок, используемый для посадки и выращивания овощных культур. Во время ветреной погоды мусор разлетается по прилегающей территории. В нарушение норм законодательства на <адрес> места для сбора мусора не определены, контейнеры и мусоросборники не установлены, контроль за своевременным сбором и вывозом отходов не осуществляется. Между администрацией поселка <данные изъяты> "дата" заключен договор № К управления многоквартирными домами, согласно которого администрация поселка <данные изъяты> передала Управляющей <данные изъяты> управление многоквартирными домами, помещения в которых находятся в муниципальной собственности по адресам, указанным в Приложении № к данному договору, в том числе и <адрес>.
Неисполнение Управляющей компанией <данные изъяты> обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в указанном многоквартирном доме, а также бездействие администрации <данные изъяты> контролю за исполнением условий договора и исполнением собственных полномочий по организации сбора и вывоза мусора, ведет к нарушению законных интересов, прав граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем: в соответствии со ст.41,42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Статья 46 Конституции РФ провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке (ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре. В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Ч.1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с тем, что свалка бытовых отходов затрагивает интересы всех жителей <адрес> и других прилегающих улиц, число которых строго не определено и может изменяться, прокурор обращается с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнеингашского района Н.В.Мирюк заявленные требования поддержала в полном объеме с мотивировкой изложенной в заявлении; дополнительно пояснив, что после обращения в суд, ничего не изменилось, несанкционированная свалка не ликвидирована.
Третье лицо Ш.Ю.В. требования прокурора поддержал в полном объеме; дополнительно пояснил, что он неоднократно обращался в администрацию поселка, где ему обещали убрать данную свалку, но кроме обещаний, ничего не изменилось.
Представитель ответчика – администрации <данные изъяты> – Н.И.Шинкоренко (полномочия проверены) исковые требования не признала, суду пояснила, что поскольку администрацией поселка заключен договор с <данные изъяты> на управление многоквартирным домом № по <адрес>, то они и должны этим заниматься.
Представитель ответчика – <данные изъяты> - С.С.Файзулаева (полномочия проверены) исковые требования не признала, поскольку никто из жильцов данного дома не заключил с ними договор на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а проведение собрания жильцов – это обязанность администрации поселка.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:
-в соответствии со ст.10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
-согласно ст.51 этого закона отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом согласно п.2 ст. 51 того же Закона сброс отходов на почву запрещается;
-в силу ст.13 Федерального закона от "дата" №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;-в соответствии со ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
-ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ;
-в соответствии с п. 1.1 и п. 1.2 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача СССР, от "дата" № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и снега и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением местного Совета депутатов. Организация планово - регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений Советов депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно - эпидемиологической службы (п. 1.4 Правил). Согласно п. 2.1.1. Правил, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3. Правил). Согласно п. 2.2.1 Правил, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В соответствии с п. 2.2.2. и п. 2.2.3. Правил, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Согласно п.2.3.1. Правил, для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. В соответствии с п. 2.4.4. и п. 2.4.5. Правил, пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается). Сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается;
-согласно ст.161 ЖК РФ, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей;
-соответственно ч.1 ст.36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Судом установлено, что "дата" между администрацией поселка <данные изъяты> заключен договор № К управления многоквартирными домами, согласно приложения № к которому <адрес> передан на управление <данные изъяты> Соответственно п.2.2 п.2 данного Договора его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в жилых домах, а также предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в домах. Согласно условиям договора Управляющая компания обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг (Приложение № 4), в том числе ежедневную уборку мусора с придомовой территории, очистку контейнеров и урн от мусора, дважды в год проводить субботники по санитарной очистке. Контроль за деятельностью Управляющей организации осуществляется собственником, которым в данном случае является администрация поселка <данные изъяты>
Ст.56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств осуществления контроля администрацией поселка <данные изъяты> за исполнением настоящего договора суду не представлено, равно как и доказательств исполнения договора <данные изъяты> В связи с чем суд приходит к убеждению, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию поселка <данные изъяты> <данные изъяты> организовать сбор и вывоз несанкционированно размещенных бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном на придомовой территории многоквартирного <адрес>, на специализированный полигон бытовых отходов в месячный срок.
Обязать <данные изъяты> осуществить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с придомовой территории многоквартирного <адрес>, на специализированный полигон бытовых отходов в месячный срок.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Нижнеингашский районный суд.
Председательствующая: