УИД №13MS0020-01-2019-002952-68
Дело №2-238/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Лямбирь 16 июня 2020 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Фроловой Н.В.,
при секретаре Филимоновой Е.С.,
с участием в деле:
истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску –Общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск», его представителя –Напалковой Е.Г., действующей на основании доверенности б/н от 13.01.2020 года;
ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску –Сагач Г.А.;
ответчицы по первоначальному иску –Сагач М.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего С.Ю.Г.;
третьего лица –Администрации сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Сагач Г.А., Сагач М.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего С.Ю.Г., о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и по встречному иску Сагач Г.А. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, признании действий по начислению оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, признании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не оказанными и возложении обязанности по заключению письменного договора,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее –ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось с иском к Сагач Г.А., Сагач М.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего С. Ю.Г., о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) по тем основаниям, что ответчики проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Истец по результатам открытого конкурса, проводимого Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Мордовия. Истец с 01.03.2018 года является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении индивидуального жилого дома, в котором проживают ответчики. Между истцом и ответчиками сложились договорные отношения по факту предоставления ответчикам услуги по обращению с ТКО. За период с марта 2018 года по октябрь 2019 года задолженность ответчиков перед истцом составляет 5 251 рубль 95 копеек. Просят взыскать с ответчиков Сагач Г.А., Сагач М.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего С. Ю.Г., в солидарном прядке в пользу истца задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в сумме 5 251 рубль 95 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Сагач Г.А. обратился со встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, признании действий по начислению оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, признании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не оказанными и возложении обязанности по заключению письменного договора. В обоснование иска указал, что договор на оказание услуг по вывозу ТКО с ним никто не заключал и отходы никто не вывозит. Ближайший мусорный бак расположен на расстоянии 3,5 км. Просит признать договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключенным, признать действия ответчика по начислению оплаты коммунальных услуг по вывозу ТКО незаконными, признать услуги по вывозу ТКО не оказанными и возложить на ответчика обязанность заключения письменного договора.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску и представитель ответчика по встречному иску ООО «РЕМОНДИС Саранск» -Напалкова Е.Г. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить, встречные исковые требования просила оставить без удовлетворения.
Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску Сагач Г.А. в судебном заседании исковые требования не признал, встречные исковые требования поддержал, пояснив суду, что ответчик вывоз мусора не осуществляет, так как ближайший мусорный контейнер находится в 3,5 км от его дома. Он услугами ответчика не пользуется, поэтому полагает, что оплачивать услуги по вывозу ТКО не должен.
Ответчица по первоначальному иску Сагач М.В., действующая за себя и за несовершеннолетнего Сагач Ю.Г., в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования не признаёт.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия –Ялышева Г.Х., действующая на основании доверенности №1 от 20.05.2020 года, в судебное заседание не явилась, представив заявление рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца Напалкову Е.Г., ответчика Сагач Г.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ответчики Сагач Г.А. и Сагач М.В. на праве общей совместной собственности являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, где зарегистрированы с 25.07.2017 года. Также, в указанном жилом доме с 16.09.2017 года зарегистрирован несовершеннолетний С. Ю.Г. Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также адресными справками, предоставленными Отделм адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Пунктом 148(27) Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее –Правила №354) расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта148(28) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовии №23 от 19.03.2018 года, №218 от 17.12.2018 года, №15 от 14.03.2019 года установлен предельный тариф на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 г. для населения (с учетом НДС).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 года №225 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб.м. или 0,183333 куб.м в месяц.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам.
Исходя из приведенного норматива и тарифов в зависимости от периода его действия, размер задолженности ответчиков за испрашиваемый истцом период –с марта 2018 года по октябрь 2019 года составит 5 251 рубль 95 копеек, исходя из следующего расчета:
период |
норматив |
тариф |
человек |
сумма |
мар.18 |
0,183 |
305,07 |
3 |
167,48р. |
апр.18 |
0,183 |
305,07 |
3 |
167,48р. |
май.18 |
0,183 |
546,32 |
3 |
299,88р. |
июн.18 |
0,183 |
546,32 |
3 |
299,88р. |
июл.18 |
0,183 |
546,48 |
3 |
300,20р. |
авг.18 |
0,183 |
501,58 |
3 |
275,52р. |
сен.18 |
0,183 |
501,58 |
3 |
275,52р. |
окт.18 |
0,183 |
501,58 |
3 |
275,52р. |
ноя.18 |
0,183 |
501,58 |
3 |
275,52р. |
дек.18 |
0,183 |
501,58 |
3 |
275,52р. |
янв.19 |
0,183 |
492,42 |
3 |
270,34р. |
фев.19 |
0,183 |
492,42 |
3 |
270,83р. |
мар.19 |
0,183 |
492,42 |
3 |
270,83р. |
апр.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
май.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
июн.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
июл.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
авг.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
сен.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
окт.19 |
0,183 |
474,53 |
3 |
260,99р. |
Всего |
5251,95р |
Согласно части 3 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание (л.д.14-15).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.11.2019 также подтверждается, что основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья (л.д.10-13).
Из Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия №72/147 от 11.08.2017 г. следует, что по результатам конкурсного отбора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручает, а Региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора присвоен на период с момента подписания настоящего соглашения до 31.12.2027 года (л.д.16-19).
Из пункта 7.2.1 Дополнительного соглашения №1 от 23.12.2017 года к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия №72/147 от 11.08.2017 года следует, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с 01.01.2018 года (л.д.20).
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года №641» (далее –Правила №1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами на основании договоров, заключенных в потребителями.
Согласно пункту 8 (17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
К отношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
19.01.2018 года в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 19.01.2018 года. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора (л.д.23).
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (п.2.1)), права и обязанности сторон (п.5.1), срок начала оказания услуг (п.2.5), порядок фиксации нарушений (п.7), ответственность сторон (п.8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (п.3).
В пункте 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с п. 1 ст. 433, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Газета «Известия Мордовии», в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21.02.2002 года №10-3 «О правовых актах Республики Мордовия», является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия.
Таким образом, ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.
Согласно пункту 2.5 опубликованной публичной оферты от 19.01.2018 года, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Лямбирского муниципального района региональным оператором начинается с 01.01.2018 года.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил №354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 148(2) Правил №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 148(15) Правил №354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.
Из чего следует, что с 01.01.2018 года данный договор считается заключенным автоматически, независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5 публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора. Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка факта осуществления потребителем складирования отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства, количества накопленного и сложенного ТКО, в установленные согласно схеме расположения контейнеры.
Таким образом, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что в адрес регионального оператора они направляли мотивированный отказ от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, суд считает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Сагач заключенным на условиях типового договора.
По указанным выше обстоятельствах судом также отклоняются доводы ответчиков о незаключении с истцом договора по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных ООО «РЕМОНДИС Саранск», поскольку истец оказывает услуги по обращению с ТКО всем без исключения жителям Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Ответчиками не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации ТКО способом, не нарушающим нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе данных о заключении ответчиками договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к истцу о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.
Рассматривая встречные исковые требования, суд приходит к следующему.
Во встречном исковом заявлении, как и в судебном заседании, в подтверждение незаконности начислений Сагач сумм по оплате услуг по обращению с ТКО, Сагач Г.А. ссылается на неисполнение ООО «РЕМОНДИС Саранск» условий договора, поскольку на их улице не установлено ни одного контейнера и не оборудована на одна площадка для сбора ТКО.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание место (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Совета депутатов Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №123 от 19.12.2014 года дано согласие о принятии от органов местного самоуправления Лямбирского муниципальнго района в органы местного самоуправления Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия осуществления части полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, являются обязанностью администрации Лямбирского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, а не регионального оператора. Также действующее законодательство, регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающего по содержанию от типового договора.
Кроме того, требования к качеству оказанной услуги по сбору и вывозу ТКО установлены разделом VII Приложения №1 к Правилам №354. При этом, удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, дата установки контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, и тому подобные обстоятельства, не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с ТКО, а, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания начисленной ответчикам суммы по оплате услуг по обращению с ТКО незаконной, а также для признания услуг по вывозу ТКО не оказанными, не имеется, поскольку отсутствие доказательств неиспользования установленных контейнеров, а также отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме, не исключает обязанность потребителей оплатить услугу, которой они пользуются.
Сагач Г.А. также заявлены встречные исковые требования о возложении обязанности на ответчика заключения с ним письменного договора.
В силу положений статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 6 Правил №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее –конклюдентные действий) (абзац второй).
Пунктом 7 Правил №354 предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).
В силу пункта 8(4) Постановления №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(5) Постановления №1156 заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
В силу пункта 8(8) Постановления №1156 заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В данном случае от Сагач Г.А. в 15-дневный срок после опубликования публичной оферты на поступило заявки на заключение договора и/или протокола разногласий на данное предложение, соответственно с 01.03.2018 года данный договор считается заключенным автоматически независимо от наличия письменного договора.
При таких обстоятельствах встречный иск Сагач Г.А. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, признании действий по начислению оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, признании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не оказанными и возложении обязанности по заключению письменного договора, суд оставляет без удовлетворения.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно платежным поручениям №9937 от 15.08.2019 года и №13889 от 05.11.2019 года (л.д.8,9), истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей.
В связи с удовлетворением судом первоначальных исковых требований, указанные денежные средства подлежат взысканию в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» с ответчиков в солидарном порядке в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Сагач Г.А., Сагач М.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего С.Ю.Г., о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами –удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Сагач Г.А., Сагач М.В., действующей за себя и за несовершеннолетнего С.Ю.Г., в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с марта 2018 года по октябрь 2019 года в сумме 5 251 (пять тысяч двести пятьдесят один) рубль 95 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.
Встречные исковые требования Сагач Г.А. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, признании действий по начислению оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными, признании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не оказанными и возложении обязанности по заключению письменного договора –оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия Н.В.Фролова
Справка:
В окончательной форме решение принято -23 июня 2020 года
Судья Н.В.Фролова