Решение по делу № 2-2008/2014 от 02.06.2014

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Дело № 2-2008/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Токаревой Ж.Г.,

при секретаре Варлашиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Абрамова А.Ю. к Администрации Первомайского района об установлении статуса ребенка – сироты, оставшегося без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Абрамов А.Ю. после уточнения исковых требований обратился в суд с иском к Комитету администрации Первомайского района по образованию об установлении статуса ребенка – сироты, оставшегося без попечения родителей.

Свои требования истец мотивировал тем, что является лицом из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, родился ДАТА, ДАТА умерла его мать М, ДАТА умер его отец К На момент смерти родителей он не достиг совершеннолетия, остался без попечения родителей. Решение об определении его устройства, как сироты, органами опеки и попечительства не выносилось, поскольку сведения о том, что он остался сиротой к ним не поступали. С ДАТА он начал обучение в <данные изъяты>, где обучается до настоящего времени. При обращении в Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Администрации Алтайского края для постановки на учет с целью получения социальной поддержки - постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, необходимо решение органа опеки и попечительства об отнесении его к данной категории лиц. Поскольку такое решение своевременно в ДАТА не выносилось, ему было рекомендовано обратиться в суд с требованиями об установлении статуса ребенка – сироты, оставшегося без попечения родителей. В настоящее время истец лишен возможности иным образом получить указанные социальные гарантии, в связи с чем вынужден обратиться с иском в суд.

Определением ДАТА к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Администрации Алтайского края.

В судебном заседании истец Абрамов А.Ю. уточненные исковые требования полностью поддержал по тем же основаниям. В судебном заседании пояснил, что зарегистрирован в АДРЕС, но фактически там не проживает, проживает с съемной квартире по АДРЕС, обучается <данные изъяты>. После смерти родителей из дома в АДРЕС выехал, т.к. данный жилой дом ни ему, ни его родителям не принадлежит. В настоящее время в вышеуказанном доме в АДРЕС никто не проживает.

Представители администрации Первомайского района и комитета администрации Первомайского района по образованию в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, возражений по иску не представили.

Представитель Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Возражений по иску не представили.

С учетом мнения истца, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

В вышеуказанном законе этот термин применяется к детям, не достигшим еще совершеннолетия, то есть 18 лет. После достижения 18 лет такой ребенок-сирота формально "переходит" в категорию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч.3 ст.8 вышеуказанного закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Согласно раздела 3 постановления Администрации Алтайского края от 27.12.2012 года № 736 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем:

1) строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края;

2) приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.

Строительство (приобретение) жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета (п.3.2).

Финансирование строительства (приобретения) жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в соответствующем финансовом году осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (п.3.3).

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд осуществляется управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации (п.3.4).

Также постановлением Администрации Алтайского края от 22.11.2012 № 633 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 -2015 годы.

Системный анализ приведенного выше законодательства, подлежащего применению в совокупности, поскольку оно регулирует спорные правоотношения, позволяет определить лиц, имеющих право на получение жилья как лиц, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, и которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не исполнилось 23 года.

В судебном заседании установлено, что Абрамов А.Ю. родился ДАТА <данные изъяты>., его родителями являются К и М, что подтверждается копией свидетельства о рождении.

Согласно представленных в суд свидетельств о смерти, М умерла ДАТА, К умер ДАТА.

Из справки Алтайской государственной педагогической академии следует, что Абрамов А.Ю. принят на полное государственное обеспечение с ДАТА по ДАТА, <данные изъяты>, на основании Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как следует из выписки из домовой книги жилого дома АДРЕС, владелец дома не оформлен, в доме зарегистрирован Абрамов А.Ю. с ДАТА.

В соответствии со справкой НОМЕР от ДАТА, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Новоалтайское отделение Первомайский производственный участок, сведения об объекте недвижимости, расположенном по АДРЕС, отсутствуют.

Согласно ответа комитета по образованию администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР, комитет, исполняющий функции по опеке и попечительству сообщает, что по заявлению Абрамова А.Ю. о предоставлении копии решения органа опеки и попечительства об определении формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставить не могут, т.к. органом опеки данное постановление не выносилось. Информация о том, что несовершеннолетний Абрамов А.Ю., ДАТА года рождения, остался без попечения родителей, в органы опеки в ДАТА не поступала.

В связи с невозможностью выдачи данного документы для предъявления в Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Администрации Алтайского края для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, комитетом по образованию было рекомендовано Абрамову А.Ю. обратиться в судебном порядке об отнесении его к вышеуказанной категории лиц.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Статьей 122 Семейного кодекса РФ установлено, что должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и изложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что Абрамов А.Ю. с ДАТА<данные изъяты> лет) остался без попечения родителей, поскольку родители умерли.

Вместе тем, ни по месту регистрации, ни по месту нахождения Абрамова А.Ю., органами опеки и попечительства, на которые законом возложена обязанность выявлять и вести учет таких детей и помимо их устройства, осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования, не были выполнены установленные законом обязанности. В результате права Абрамова А.Ю., оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, были существенно ущемлены, за ним не было закреплено жилое помещение, в котором он проживал в АДРЕС, не было принято мер к сохранности данного жилья, он не был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья, не было предпринято иных действий, направленных на помощь истцу в реализации его социальных гарантий.

При поступлении в <данные изъяты> в несовершеннолетнем возрасте (<данные изъяты> лет) органами опеки и попечительства, на которые законом возложена обязанность выявлять и вести учет таких детей и помимо их устройства, осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования, также не были выполнены установленные законом обязанности.

Суд находит, что перечисленные нарушения препятствовали в полной мере самостоятельно без посторонней помощи реализовывать свои права и защищать свои интересы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в силу вышеуказанных обстоятельств Абрамов А.Ю. лишен возможности без установления соответствующего статуса реализовать права, предоставленные ему законом как лицу из категории лиц, в возрасте до <данные изъяты> лет оставшихся без попечения родителей, поскольку ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами опеки и попечительства указанный статус ей не был определен, ей не была оказана необходимая помощь в решении социальных и жилищных вопросов.

Право на получение мер социальной поддержки Абрамов А.Ю. приобрел в силу закона, так как является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования истца о признании его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, с целью последующего обращения за получением мер социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Абрамова А.Ю. удовлетворить.

Установить Абрамову А.Ю., родившемуся ДАТА <данные изъяты>, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Ж.Г.Токарева

Мотивированное решение изготовлено: ДАТА.

2-2008/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абрамов Александр Юрьевич
Ответчики
Комитет по образованию администрации Первомайского района
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Судья
Токарева Жанна Геннадьевна
Дело на странице суда
novaltaisky--alt.sudrf.ru
02.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.06.2014Передача материалов судье
02.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2014Судебное заседание
16.07.2014Судебное заседание
22.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2014Дело оформлено
30.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее