копия
дело № 12-75/2017
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре А3,
с участием защитника ИП Долгушина Д.Г. – Турусиной С.В.,
представителей Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике ХакасияИккес А.В. и А6,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Долгушина Д.Г. на постановление № 599824 от 28.10.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Иккес А.В.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 599824 от 28.10.2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Иккес А.В., ИП Долгушин Д.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Долгушин Д.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что оно незаконное и необоснованное.
В судебном заседании защитник ИП Долгушина Д.Г. – Турусина С.В. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просила оспариваемое постановление отменить.
Должностное лицо, вынесшее постановление № 599824 от 28.10.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, - государственный инспектор отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Иккес А.В. и представитель административного органа Белов В.А. возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд к следующим выводам.
При проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 22.09.2016 года № 16062/7 и решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 26.09.2016 года Межрегиональным УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия 07.10.2016 года в деятельности ИП Долгушина Д.Г. установлены нарушения п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 года № 7, п. 13 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минстранса РФ от 28.09.2015 года № 287, а именно осуществление предпринимателем Долгушиным Д.Г. перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Так, в штатном расписании ИП Долгушина Д.Г. отсутствует должность диспетчера, а согласно представленным должностным инструкциям работников ИП Долгушина Д.Г. обязанности диспетчера ни за кем не закреплены, что подтверждается приказами о приеме на работу; должностными инструкциями, документами о квалификации аттестации должностных лиц, путевыми листами, выданными Хусаинову А.А. в августе и сентябре 2016 года.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом
Пунктом 16 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 года № 7, предусмотрено, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:
1) о погодных условиях движения на маршруте;
2) о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
3) о местах стоянки транспортных средств;
4) о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
5) об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
6) о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
7) о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
8) о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
9) о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
10) о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
Согласно п.п. 1 - 3 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. Настоящие Требования предъявляются, в том числе, и к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
В силу п. 13.1 Требований диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:
порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении.
Фактически, диспетчер является должностным лицом, выполняющим, в том числе,
обязанности, предусмотренные п. 16 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 года № 7 по доведению до водителей информации, исполнение которых в силу указанных Правил является обязательным.
Таким образом, действующим законодательством о безопасности дорожного движения на лицо, осуществляющее перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, возложена обязанность по осуществлению функций, относящихся в соответствии с Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, к обязанностям диспетчера. При этом не имеет правового значения, имеется ли диспетчер в штате перевозчика непосредственно, является ли он лицом, привлеченным на основании гражданско-правового договора, либо обязанности диспетчера в силу должностной инструкции выполняет иной работник перевозчика, главное – то, чтобы данное лицо соответствовало профессиональным и квалификационным требованиям, предусмотренным Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.
Как указывалось выше, в штатном расписании ИП Долгушина Д.Г. отсутствует должность диспетчера, а согласно представленным должностным инструкциям работников ИП Долгушина Д.Г. обязанности диспетчера ни за кем из работников перевозчика не закреплены.
В качестве доводов об отсутствии состава правонарушения защитник ИП Долгушина Д.Г. – Турусина С.В. указала, что диспетчерское обслуживание осуществляет ИП Долгушина Г.И. на основании договора об оказании услуг, заключенного с ИП Долгушиным Д.Г. Однако, документов, подтверждающих соответствие профессиональных и квалификационных требований, установленных законом для диспетчера, ни в административный орган, ни в суд не представлено, вследствие чего данные доводы защиты являются несостоятельными.
Кроме того, в обоснование своих доводов об отсутствии необходимости в наличии у ИП Долгушина Д.Г. диспетчера сторона защиты ссылается на муниципальный контракт № 28 от 09.04.2016 года, заключенный с Департаментом транспорта администрации г. Красноярска, в рамках которого информация о движении подвижного состава поступает из МКУ г. Красноярска «Красноярскгортранс» с использованием навигационного оборудования системы «Глонасс-GPS». Данные доводы также несостоятельны, поскольку положения данного контракта не содержат каких-либо пунктов, предусматривающих диспетчерское сопровождение перевозок, осуществляемых ИП Долгушиным Д.Г., а данные, фиксируемые МКУ «Красноярскгортранс», используются для контроля Департаментом транспорта администрации г. Красноярска за исполнением муниципального контракта перевозчиком.
Доводы жалобы о ничтожности акта проверки от 07.10.2016 года ввиду отсутствия в нем подписи одного из должностных лиц несостоятельны ввиду несущественности нарушения, не влияющего на достоверность отраженных в акте проверки сведений.
С учетом изложенного, в действиях ИП Долгушина Д.Г. имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ в соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения не повлекли тяжких последствий.
С учетом изложенного, суд в данном случае полагает возможным снизить размер назначенного постановлением № 599824 от 28.10.2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Иккес А.В., наказания до 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление № 599824 от 28.10.2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Иккес А.В., о привлечении индивидуального предпринимателя Долгушина Д.Г. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, изменить, назначив индивидуальному предпринимателю Долгушину Д.Г. наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В остальной части постановление № 599824 от 28.10.2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Иккес А.В., о привлечении индивидуального предпринимателя Долгушина Д.Г. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя Долгушина Д.Г. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня получения его копии через суд Октябрьского района г. Красноярска.
Судья А.В. Черных