2-2323/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием истца ФИО1,
третьего лица ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации сельского поселения Улу-Телякский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратились в суд с иском к администрации сельского поселения Улу-Телякский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее по тексту – администрации СП Улу-Телякский сельсовет МР <адрес> РБ) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая в обоснование, что она проживает в квартире, расположенной по адресу: РБ, <адрес>. Квартира находится на балансе администрации СП Улу-Телякский сельсовет МР <адрес> РБ. ФИО1 ранее в приватизации не участвовала. В виду того, что ответчик не произвел государственную регистрацию права собственности на данный объект недвижимости, она в настоящее время не может воспользоваться правом приватизации занимаемого ею жилого помещения. Просит признать за ней право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Третье лицо ФИО8 не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что он состоит на регистрационном учете по вышеуказанному адресу, в приватизации участвовать не желает.
Представитель ответчика администрации СП Улу-Телякский сельсовет МР <адрес> РБ, третьи лица ФИО8, ФИО9 на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили и просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения истца ФИО1, третьего лица ФИО8, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N170-ФЗ, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст. 7 указанного Закона РФ).
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Применяя положения ст. 2 Закона, в системном толковании с разъяснениями данными в пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N8 "О некоторых вопросах применения судами закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 58,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, составленным Иглинским территориальным участком ГУП «БТИ РБ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке главы администрации СП Улу-Телякского сельсовета ФИО4, главного бухгалтера ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № данная квартира находится в казне сельского поселения.
Данных о том, что права муниципального образования – СП Улу-Телякский сельсовет МР <адрес> РБ зарегистрированы на данное жилое помещение в установленном порядке, в материалах дела не имеется.
Из справки администрации СП Улу-Телякский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в спорном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и постоянно проживают ФИО1, ФИО8, ФИО8, ФИО9
Согласно справке начальника Иглинского территориального участка ГУП БТИ РБ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ранее в приватизации по данным, имеющимся в Иглинском территориальном участке ГУП БТИ РБ, не участвовала.
Законность проживания ФИО1 в жилом помещении муниципального жилищного фонда ни кем не оспорено. Вместе с тем, в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости, истец не имеет возможности воспользоваться правом приватизации занимаемого ею жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение было установлено в ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Соответствующее положение содержится в ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Учитывая эти конституционные положения, а также положения ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, истец, считая, что его жилищные права, свободы и законные интересы нарушены, вправе предъявить иск о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
По смыслу положения ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако, по каким-либо причинам они не переданы, или за муниципальным образованием в установленном порядке не зарегистрирован переход права собственности на объект недвижимости, это не должно препятствовать осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения, а также прав на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
В связи с отсутствием государственной регистрации перехода права на спорную жилую площадь за муниципальным образованием истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Следовательно, в случае, если государственная регистрация права собственности муниципального образования на принадлежащий ему жилой фонд в установленном порядке не произведена, что препятствует нанимателям жилых помещений и членам его семьи воспользоваться правом приватизации занимаемого ими жилого помещения, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Данных о том, что ФИО1 ранее использовала право приватизации занимаемого ею жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, не имеется.
При этом, судом учитывается также то обстоятельство, что имеющие равное с истцом право на приватизацию занимаемого жилого помещения ФИО8, ФИО9, ФИО8 от участия в приватизации спорной квартиры отказались и не возражали против приватизации спорной квартиры истцом.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу действующего законодательства основным принципом приватизации государственного и муниципального жилищного фонда является, в том числе, добровольное приобретение гражданами жилья в собственность.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать право собственности ФИО1 на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р.Сафина