РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Карповой Н.М.,
с участием представителя ответчика КУМС ФИО8,
представителя заинтересованного лица ФИО5 – по доверенности ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-882/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
В Красноярский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением обратилась ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления ссылаясь на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность молодой семье постоянно проживающей в сельском населенном пункте. Земельный участок просила предоставить для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м., в <адрес>, кадастровый квартал участка №
ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №-з, в котором указано, что причиной отказа является несоответствие схемы расположения земельного участка ее формату, форме или требованиям, которые установлены в п.12 данной статьи, на представленной схеме расположения земельного участка не указана водоохранная зона <адрес>, - наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ при подготовке и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, основание м для отказа является п.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ - испрашиваемый земельный участок предоставлен ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды.
Согласно сведениям администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области испрашиваемый земельный участок закреплен за иным лицом –ФИО3
Решением Красноярского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение признано незаконным. Решение вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась в КУМС с заявлением, в котором она просила возобновить рассмотрение ранее поданного заявления с учетом решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь получила Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №-з, в котором указано, что причиной отказа является п.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ - испрашиваемый земельный участок предоставлен ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды.
Согласно сведениям администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области испрашиваемый земельный участок закреплен за иным лицом –ФИО3
В своем распоряжении ответчик никак не аргументировал свой отказ, при этом испрашиваемый земельный участок никаким образом не сформирован и не образован, границы его никто не определял и не устанавливал, какие-либо сведения о данном земельном участке в государственном кадастровом учете отсутствуют, адресного ориентира он не имеет, фактически земельный участок никем и никогда не используется и не использовался, материалы инвентаризации отсутствуют.
Никаких доказательств наложения не предоставлено. В своем письме орган местного самоуправления информировал, что испрашиваемый участок закреплялся за гражданином, значит, в отношении данного участка изготавливалось межевые, землеустроительные дела и т.д.
Ответчик не предоставил никаких доказательств, подтверждающих наложение испрашиваемого земельного участка на ранее предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды.
Полагает, что данный отказа не соответствует законодательству и фактически привел к нарушению прав по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность молодой семье и в соответствии со ст.3 Кодекса Административного судопроизводства РФ №21-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ заявитель вынужден обратиться в суд с требованиями признать Распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №-з, незаконным, нарушающим права и свободы и создающим препятствия в осуществлении прав и свобод. Обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и продолжить работу по заявлению административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель административного истца адвокат ФИО7 в судебное заседание не явился, согласно переданной телефонограммы просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области ФИО8 заявленные требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать, дала пояснения согласно письменного отзыва на иск (л.д.36-37).
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании настоящего дела надлежащим образом извещен с ходатайством об отложении не обращался, в связи с чем, суд расценивает их неявку как нежелание принять участие в рассмотрении настоящего дела.
Представитель заинтересованного лица ФИО5, привлеченного к участию в деле по доверенности ФИО9 в судебном заседании просила в иске отказать, представила схему расположения земельного участка, унаследованного после смерти ФИО3 и копию свидетельства о праве на наследство по закону.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.227 КАС суд признав решением (действия(бездействия) не соответствующими нормативно правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу п.7 ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут представляться бесплатно на основании решения уполномоченного органа отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Отношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков, расположенных на территории Самарской области находящихся в государственной или муниципальной собственности, молодым семьям, регулируются Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О земле".
Согласно ч.3 ст. 9 Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: 2) для индивидуального жилищного строительства: молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги. В случае проживания супругов на территории разных муниципальных районов молодая семья вправе самостоятельно выбрать из них тот муниципальный район, в уполномоченный орган местного самоуправления которого ею будет подано заявление о предоставлении земельного участка. В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, в который направлено заявление о предоставлении земельного участка, должен сделать запрос в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района по месту жительства второго супруга об отсутствии в нем заявления супругов о предоставлении земельного участка.
Согласно пп. 1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления истцам земельного участка и утверждения схемы участка, предусматривает полномочия уполномоченного орган (в данном случае – ответчика) принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно пп.1 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ, а именно что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма схемы расположения земельного участка, требования к подготовке этой схемы утверждены Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Согласно п.п.2 и 3 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность молодой семье постоянно проживающей в сельском населенном пункте. Земельный участок просила предоставить для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м., в <адрес>, кадастровый квартал участка №.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка за №-з, в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано по причине несоответствия схемы расположения земельного участка ее формату, форме или требованиям, которые установлены в п.12 данной статьи, на представленной схеме расположения земельного участка не указана водоохранная зона <адрес>, - наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ при подготовке и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, основание м для отказа является п.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ - испрашиваемый земельный участок предоставлен ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды.
Согласно сведениям администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области испрашиваемый земельный участок закреплен за иным лицом –ФИО3
Решением Красноярского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение признано незаконным. Решение вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась в КУМС с заявлением, в котором она просила возобновить рассмотрение ранее поданного заявления с учетом решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь получила Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №-з, в котором указано, что причиной отказа является п.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ - испрашиваемый земельный участок предоставлен ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды.
Согласно сведениям администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области испрашиваемый земельный участок закреплен за иным лицом –ФИО3
Согласно свидетельства № на праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей ФИО3 в с. Н-Солонцовка предоставлен земельный участок площадью 0.5 га для строительства жилого дома (л.д.59).
Согласно свидетельства о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону наследником имущества гр. ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ являются в одной второй доле каждый ФИО4 и ФИО5 наследственное имущество состоит из земельного участка, находящегося в <адрес>, принадлежащего наследодателю на основании Свидетельства о праве собственности на землю, выданного Комитетом по земельной реформе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № и акта установления нормативной цены земельного участка ДД.ММ.ГГГГ и расположенного на земельном участке мерою в 15 га, для ведения крестьянского хозяйства.
Согласно пояснений представителя ФИО3 – его брат ФИО4 находится в розыске как безвестно отсутствующий и в связи с этим оформление земельного участка затянулось.
В подтверждение доводов ФИО5 в судебное заседание предоставлена схема расположения земельного участка мерою 47 000 кв.м.
Из данной схемы следует, что испрашиваемый административными истцами земельный участок полностью накладывается на земельный участок заинтересованного лица ФИО5
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обжалуемое Распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ за №-з вынесено обоснованно и требования административного истца удовлетворению не подлежат и как следствие не подлежат удовлетворению и требования об обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и продолжить работу по заявлению административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы стороны истца, что межевых, землеустроительных дел при формировании земельного участка ФИО3 не имеется и определить границы его участка не представляется возможным, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку опровергаются представленной ФИО5 схемой.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным Распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №-з, нарушающим права и свободы и создающим препятствия в осуществлении прав и свобод оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок, со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Ключникова И.А.