Дело № 2-1638/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2011 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Ивлевой О.В.
при секретаре Кривцановой Е.С.
с участием:
истца Плахтырина Т.И.
представителя администрации г. Пятигорска Осипян П.А.
представителя Управления федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии
по СК Лысогор А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по иску Плахтырина Т.И. к администрации г. Пятигорска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок, регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Плахтырина Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Пятигорска, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок, обязании регистрации права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истица указала, что Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым № расположенный по адресу : <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к настоящему постановлению, общей площадью <данные изъяты> под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом литер <данные изъяты> на условиях договора купли - продажи земельного участка, который является приложением к указанному постановлению.
ДД.ММ.ГГГГ между ней и администрацией г. Пятигорска в лице первого заместителя главы администрации г. Пятигорска Бондаренко О.Н. был заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу : <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью <данные изъяты>. под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом литер <данные изъяты> Ею, как стороной по договору были надлежащим образом исполнены все существенные условия договора купли - продажи земельного участка, оплачена стоимость земельного участка, в подтверждение чего у нее имеется чек -ордер от ДД.ММ.ГГГГ и письмо-подтверждение Управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для государственной регистрации заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ней и администрацией г. Пятигорска договора купли - продажи земельного участка, однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в регистрации перехода права собственности на испрашиваемый земельный участок, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в «Вторую зону округа санитарной охраны г Пятигорска» и так как указанный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность, в связи с чем договор купли - продажи указанного земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и является ничтожным, и ей было отказано в регистрации данного договора.
Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее законные права, поскольку в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ указана категория земельного участка - земли населённых пунктов. Постановлением администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и площадь данного земельного участка и указана его категория - земли населенных пунктов. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Таким образом, принадлежащий ей земельный участок, находящийся в черте населенного пункта и относящийся к категории земель населенных пунктов, не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий. На ее земельном участке находится жилой дом, хозяйственные постройки и никаких особых природных территорий или минеральных источников нет. Кроме того, у нее имеются свидетельства о государственной регистрации перехода к собственникам соседних с ней жилых домов права собственности на земельные участки под указанными домами, которые беспрепятственно зарегистрировали за собой право собственности за земельные участки под принадлежащими им жилыми домами. Просит суд признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в г.Пятигорске в регистрации перехода права собственности на земельный участок и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в г.Пятигорске зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> находящийся по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица Плахтырина Т.И., заявленные исковые требования поддержала в части возложения обязанности по регистрации перехода права собственности. Что касается требований о признании незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то в этой части исковые требования не поддержала с учетом доводов представленных в возражении их представителя, и на их удовлетворении не настаивает.
Просила суд обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в г.Пятигорске зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок площадью 433 кв.м.. находящийся по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Лысогор А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в соответствии со ст.16 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрации проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК является регистрирующим органом, и производит государственную регистрацию на основании представленных документов и заявления правообладателя. ДД.ММ.ГГГГ Плахтырина Т.И. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>. Кроме того заявителем были представлены другие документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в обязанности государственного регистратора входит правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. При проведении правовой экспертизы были выявлены причины, препятствующие проведению государственной регистрации. Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска». В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", согласно статье 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Так как, указанный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность. Данные обстоятельства препятствовали проведению государственной регистрации, и послужили основанием для отказа в регистрации. Просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время эти обстоятельства отпали и истцу необходимо предоставить для регистрации новый кадастровый паспорт, где будут отсутствовать сведения исключающие возможность регистрации права собственности. Представитель администрации г.Пятигорска, Осипян П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что земельный участок с кадастровым № расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> согласно предоставленному кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Пятигорска (зона ограничений)». Наличие данной записи относит вышеуказанный земельный участок к участкам изъятым из оборота. В соответствии с требованиями ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки отнесенные к землям изъятым из оборота, не могут быть представлены в частную собственность. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать. Кроме того, считает, что имеет место заключенный и исполненный договор купли-продажи, администрация со своей стороны исполнила договорные обязательства и отказ в регистрации не по их вине.
Привлеченный в качестве третьего лица представитель ФГУ Земельная кадастровая палата по СК, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные возражения и материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ Плахтырина Т.И. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к указанному постановлению, общей площадью <данные изъяты> под принадлежащим ей на праве собственности жилым домом, на условиях договора купли - продажи земельного участка, который является приложением к указанному постановлению.
ДД.ММ.ГГГГ между Плахтырина Т.И. и администрацией <адрес> в лице первого заместителя главы администрации <адрес> Бондаренко О.Н. был заключен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу : <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью <данные изъяты>
Плахтырина Т.И. были надлежащим образом исполнены все существенные условия договора купли - продажи земельного участка, оплачена стоимость земельного участка, что подтверждается чеком -ордером от ДД.ММ.ГГГГ и письмо-подтверждение Управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска. Данное обстоятельство представитель администрации Осипян П.А. подтвердила в судебном заседании.
В соответствии с ч.2 ст.9, ч. 1,2 ст. 36 Конституции РФ закреплено право частной собственности на землю, что обеспечивает возможность гражданам, пользующимися земельными участками на законных основаниях, продолжать пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, оформить право частной собственности в отношении используемых ими на законных основаниях земельных участков. При этом выбор способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав принадлежит гражданину. Закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность по оформлению передачи земельного участка в собственность либо предоставлении земельного участка в пользование на праве аренды по заявлению гражданина.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект. Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно представленному суду постановлению администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ Плахтырина Т.И. предоставлен земельный участок в собственность за плату из земель населенных пунктов с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. под принадлежащим на праве собственности жилым домом литер <данные изъяты>
Доводы представителя управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о том, что спорный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, и не подлежит предоставлению в частную собственность, и право собственности на земельный участок не может быть зарегистрировано, суд находит необоснованными.
Действительно статья 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 3 ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данным законом даются лишь общие понятия курорта, а также округов санитарной охраны как особо охраняемой природной территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определяются полномочия Правительства РФ по установлению границ и режима округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение. При этом в силу ст.16 данного закона лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, а ст.2 закона предусматривает, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует лишь отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.
Согласно постановления Правительства РФ от 17.01.2006г №14 г. Пятигорск признан курортом федерального значения в соответствующих границах и режимом округа санитарной зоны.
Однако данным постановлением определяются границы природопользования, и не регулируются земельные отношения, вопросы ограничения оборота земельных участков, передачи их в частную собственность.
В ФЗ №33 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями от 10.05.2007 ФЗ № 69-ФЗ) прямо указано, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, по мнению суда, ответчик не представил доказательств того, что указанный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий, расположен на территории первой санитарной зоны, изъят из оборота либо ограничен в нем.
Согласно плана земельного участка и кадастрового паспорта, спорный участок имеет кадастровый номер № и отнесен к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологий его ведения на всей территории РФ, обеспечения в соответствии с указанным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно документам земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
Так, согласно подпункту 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте, т.е. не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в переделах особо охраняемых природных территорий. Однако из содержания пункта 3 ст. 96 Кодекса следует, что полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1 -й зоне округа санитарной охраны. Участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота и для них не установлен режим особой охраны, а лишь ограничено их использование в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно пункту 3 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ограничение использования заключается в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в ограничении этих земель в обороте. Кроме того, из этой же нормы следует, что округ не входит в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Из содержания преамбулы ФЗ № 33-ФЗ следует, что к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие следующие признаки:
-они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними);
-должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
-должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования;
-для них должен быть установлен режим особой охраны, а не особый режим использования.
Спорный земельный участок указанными признаками не обладает.
Пунктом 10 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 Кодекса.
Согласно ст. 83-85 ЗК РФ все земли находящиеся в черте г.Пятигорска, относятся к категории «земли поселений».
На день разрешения спора зонирование в г.Пятигорске в соответствии со ст. 85 Кодекса не проведено, официальный статус по пункту 10 ст. 85 Кодекса спорному участку не присвоен, нормативно-правового акта, которым 2-я и 3-я зоны округа санитарной охраны были бы отнесены к особо охраняемым природным территориям, не принято, земельный участок из оборота не исключен, следовательно, что спорный участок не может отнесен к землям особо охраняемых природных территорий и на него не распространяется действие подпункта 5 ст. 27 ЗК РФ.
Кроме того, в силу ст.94, 96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят.
С учетом изложенного, а также учитывая, что ответчик не представил доказательства в подтверждение того, что указанный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в нем, суд считает, что отказ в регистрации права собственности спорного земельного участка на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Плахтырина Т.И. удовлетворить в части.
Плахтырина Т.И. в удовлетворении исковых требований к администрации г. Пятигорска отказать.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Пятигорский отдел) произвести регистрацию права собственности за Плахтырина Т.И. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ( Пятигорский отдел) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней.