Дело № 2-531/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шарлык 28 октября 2013 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янкевич Е.Н.,
с участием: прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Ацыховского Д.В.
при секретаре Томиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и муниципального образования к администрации муниципального образования «Казанский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, и обязании принять меры к ведению реестра муниципального имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования, с вышеуказанным исковым заявлением указав, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего вопросы использования муниципального имущества в ходе которой, в деятельности администрации Казанского сельского совета выявлены нарушения закона.
В иске указано, что в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 ст. 51 вышеназванного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичное положение закреплено в ст. 35 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области».
В нарушение указанных правовых норм в администрации муниципального образования «Казанский сельсовет» реестр муниципального имущества не ведется, что подтверждается представленной в прокуратуру информацией.
Допущенные нарушения препятствуют рациональному, эффективному использованию муниципального имущества. Несоблюдение требований законодательства при учёте и ведении реестра муниципального имущества не обеспечивает соблюдение принципа законности, который в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» является одним из основных принципов противодействия коррупции.
Просит признать незаконным бездействия администрации МО «Казанский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по ведению реестра муниципального имущества, и обязать администрацию сельсовета устранить допущенные нарушения в срок до 15.12.2013 г.
В судебном заседании прокурор Шарлыкского района Оренбургской области Ацыховский Д.В., исковые требования поддержал, в части установления срока устранения нарушений уточнил, просил суд установить срок до 25.12.2013 г.. Исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить.
Глава администрации МО «Казанский сельсовет» К.С.А., в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, действительно имеют место, в настоящее время принимаются меры к ведению реестра муниципального имущества, все нарушения будут устранены в срок до 25.12.2013 г.
Заслушав прокурора, главу сельского совета, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как установлено в судебном заседании, администрацией МО Казанский сельсовет реестр муниципального имущества не ведется. Данные нарушения подтверждены пояснениями заместителя прокурора Шарлыкского района и главой сельсовета, а также следующими материалами дела: запросом прокурора Шарлыкского района от 03.09.2013 г. в адрес глав муниципальных образований Шарлыкского района Оренбургской области; ответом на запрос от 03.09.2013 г. за подписью главы МО «Казанский сельсовет», перечнем основных средств состоящих на балансе МО «Казанский сельсовет».
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования «Казанский сельсовет» к вопросам местного значения относится - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 35 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления а также ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации утвержден от 30.08.2011 года № 424 «Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. В соответствии с п. 2 Порядка объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество; находящееся в муниципальной собственности движимое имущество; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов.
Допущенные нарушения препятствуют рациональному, эффективному использованию муниципального имущества, так как неопределенность в учёте имущества создает почву для коррупционных проявлений, а именно может затруднить реализацию субъективных прав граждан на решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления поселения, а также позволит должностным лицам администрации совета из корыстной и иной личной заинтересованности сокрыть данные о муниципальных ресурсах, привести к иным злоупотреблениям служебным положением должностным лицом (п. «а» ч.1 ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска это согласие ответчика с материально правовыми требованиями истца, выраженное в установленной процессуальным законом форме.
В соответствии со ст.ст. 173 ч.3, 198 ч.4 ГПК РФ признание иска ответчиком является достаточным основанием для удовлетворения судом требований истца.
Таким образом, требования, изложенные в исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными, поскольку несоблюдение администрацией сельсовета законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и противодействии коррупции негативно влияет не только на деятельность органа местного самоуправления, но нарушает права и законные интересы Российской Федерации и муниципального образования.
Суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и муниципального образования к администрации муниципального образования «Казанский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, и обязании принять меры к ведению муниципального имущества, надлежит удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и муниципального образования к администрации муниципального образования «Казанский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, и обязании принять меры к ведению муниципального имущества, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО
«Казанский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по ведению реестра муниципального имущества.
Обязать администрацию муниципального образования «Казанский сельский совет» принять меры по ведению реестра муниципального имущества в срок до 25 декабря 2013 года в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течении месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Янкевич Е.Н.