РЕШЕНИЕ
По делу № 2-167/2022
Именем Российской Федерации
22 июня 2022г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
с участием прокурора Татаринова С.Г.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Тамбова к Смирновой С В о принудительном выкупе аварийного жилого помещения, встречному иску Смирновой С В к Администрации г.Тамбова о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного с учетом особенностей гражданина-инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Тамбова обратилась с иском к Смирновой С.В. о принудительном выкупе аварийного жилого помещения. Смирнова С.В. обратилась с встречным иском к Администрации г.Тамбова о предоставлении благоустроенного жилого помещения в рамках программы по расселению аварийного жилья с учетом особенностей гражданина-инвалида.
В обоснование первоначального иска указано, что Смирнова С.В. является собственником квартиры ***. Указанный дом постановлением Администрации г.Тамбова от 05.06.2013г. № 4790 признан аварийным и подлежащим реконструкции и впоследствии включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025г.г.
Смирновой С.В. для переселения предложена квартира ***, равнозначная по площади занимаемому жилью. Ответчица отказалась вселяться в предоставляемое жилье, мотивируя это тем, что является инвалидом и не может подниматься выше 2 этажа. Предложить ответчице иное жилое помещение заявитель не имеет возможности.
Ссылаясь на ст.32 Жилищного кодекса РФ Администрация г.Тамбова просила обязать Смирнову С.В., как собственника аварийного жилья, передать принадлежащее ей жилое помещение за выкупную цену в собственность городского округа г.Тамбов. После выплаты выкупной цены просила прекратить право собственности Смирновой С.В. на квартиру ***.
В судебном заседании представитель Администрации г.Тамбова Молостовова В.С. первоначальный иск поддержала и уточнила, что выкупная цена, предлагаемая ответчице, равна 2158187 рублей в соответствие с экспертным заключением АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр» от 23.03.2022г.
Во встречном иске Смирнова С.К. указала, что является собственником квартиры ***. который признан аварийным.
В рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025г.г. она выбрала способ реализации своих прав – получение жилого помещения взамен занимаемого аварийного жилья, о чем написала заявление в Администрацию г.Тамбова.
Ей для переселения была предложена квартира ***, расположенная на 5 этаже в доме без лифта. Смирнова С.К. является *** пожизненно и в силу своего состояния здоровья не может подниматься выше 2 этажа либо проживать в доме без лифта, о чем она и сообщила Администрации г.Тамбова.
Со ссылкой на ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» полагала, что при предоставлении ей жилья муниципалитет обязан учитывать ее состояние здоровья и не ухудшать имеющиеся у нее жилищные условия, на предоставление выкупной цены встречная истица не согласна.
Смирнова С.В. просила обязать Администрацию г.Тамбова предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте г.Тамбова по договору мены взамен занимаемого аварийного жилья, равноценное по площади, пригодное для проживания инвалида и с учетом ее состояния здоровья.
В судебном заседании представитель встречной истицы Зимин А.В. иск Смирновой С.В. поддержал, первоначальный иск не признал. Пояснил, что Смирнова С.В. выбрала способ реализации своих жилищных прав и хочет получить жилье взамен аварийного, поскольку за выкупную цену ничего из жилья купить в г.Тамбове не возможно. Просил предоставить ей квартиру не выше 2 этажа либо в доме с лифтом.
Прокурор просил в удовлетворении исковых требований Администрации г.Тамбова отказать, встречный иск удовлетворить.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает необходимым удовлетворить встречные исковые требования, первоначальный иск Администрации г.Тамбова – отклонить.
Судом установлено, что Смирнова С.В. является собственником квартиры *** площадью 50,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.7).
Постановлением Администрации г. Тамбова от 05.06.2013 г. № 4790 (л.д.5) названный дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции. Жилищному комитету Администрации г.Тамбова было предписано организовать работу по отселению граждан из указанного дома.
Во исполнение положений Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» согласно постановлению Администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. № 414 утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2019-2025г.г. Дом *** включен в означенную программу (л.д.9). Согласно программе предоставлением благоустроенного жилья взамен аварийного занимаются органы муниципальной власти субъекта.
В рамках указанной программы жилищным комитетом Администрации г.Тамбова Смирновой С.В. предложено выбрать способ реализации ее жилищных прав в соответствие с ФЗ от 21.07.2007г. № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»: предоставление другого жилья либо его выкуп (уведомление от 22.12.2020г. на л.д.9).
24.12.2020г. Смирнова С.В. обратилась в Администрацию г.Тамбова с заявлением о выборе способа переселения из аварийного жилья (л.д.10), просила предоставить ей другое жилое помещение взамен занимаемого аварийного жилья.
Для переселения из аварийного жилья Смирновой С.В. приобретена муниципалитетом трехкомнатная квартира ***, площадью 56.1 кв.м., расположенная на 5 этаже в доме без лифта, о чем ответчица была уведомлена 13.10.2021г. (л.д.11). Смирнова С.В. отказалась переселяться в названную квартиру, поскольку является *** и по состоянию здоровья не может проживать выше 2 этажа (л.д.12).
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон и материалами дела.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая, тем самым, законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствие со ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" с целью улучшения жилищных условий граждан в субъектах РФ разрабатываются региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019года, она утверждается на период до 1 сентября 2025года.
Статьей 32 ЖК РФ предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилья другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствие с ч.3 ст.16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае участия дома в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда переселение граждан из такового жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищнымзаконодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствие со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Смирнова С.В. выбрала способ переселения из аварийного жилья – предоставление другого жилого помещения, принудительный выкуп у нее аварийного жилья в данном случае законом не предусмотрен. В связи с этим законных оснований для удовлетворения иска Администрации г.Тамбова не имеется.
Судом установлено, что Смирнова С.В. признана *** бессрочно, что подтверждается справкой ГБ МСЭ по Тамбовской области (л.д.83). Имеет множество медицинских диагнозов, в том числе *** (л.д.219,220,233).
Согласно сообщению ГКБ им.Архиепископа Луки от 24.05.2022г. (л.д.233) 24.05.2022г. Смирнова С.В. направлена на врачебную комиссию с целью определения трудоспособности. Заключение врачебной комиссии: пациентка может проживать в доме без лифта не выше 2 этажа (подниматься по лестнице самостоятельно) или проживать в доме с лифтом на любом этаже. Означенное обстоятельство Администрацией г.Тамбова не опровергнуто.
Согласно ст. 17 Федерального закона N181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Согласно Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от дата N901 от 27.07.1996г., инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верхового Суда РФ 20.04.2014г., при оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, помимо обстоятельств, перечисленных в статье 89 ЖК РФ, необходимо учитывать и иные обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
При переселении Смирновой С.В. из аварийного жилья должны быть учтены ее законные интересы, как инвалида. Хотя предоставляемая ей Администрацией г.Тамбова квартира по площади и количеству жилых комнат и соответствует нормам действующего законодательства, однако с учетом состояния здоровья встречной истицы выселение в данную квартиру может привести к ухудшению ее жилищных условий по сравнению с предыдущими условиями проживания.
На основании изложенного следует обязать Администрацию г.Тамбова предоставить Смирновой С В по договору мены взамен занимаемого ею аварийного жилого помещения – квартиры *** равнозначное по площади благоустроенное жилое помещение в черте г.Тамбова, расположенное в доме с лифтом либо в доме без лифта, но не выше 2 этажа.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – *** ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ 2 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.06.2022░.
░░░░░: