Копия
№
Решение
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. Промышленный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Умновой Е. В.,
при секретаре Смольяновой А. И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара к ФИО1 о взыскании переплаты федеральной социальной доплаты,
Установил:
Истец ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара обратился в суд с вышеуказанным иском к ФИО3
В обоснование исковых требований указал, что ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара выявлен факт переплаты ответчице федеральной социальной доплаты в сумме 61 688,54 руб.
Переплата образовалась вследствие не сообщения в орган пенсионного обеспечения обстоятельств, влекущих прекращения выплаты федеральной социальной доплаты, в соответствии с п. 12 ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ.
Истец указал, что ответчице была назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 178-ФЗ и с 01.01.2012г. установлена федеральная социальная доплата, поскольку размер получаемой ею пенсии не достиг величины прожиточного минимума пенсионера по <адрес>.
<адрес> от 06.10.2011г. №-ГД «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в <адрес> на 2012г.» величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии определена в размере 5 487 руб. В 2013г. величина федеральной социальной доплаты определена в размере 5 941 руб., в 2014г. в сумме 5 941 руб., в 2015г. в сумме 6 420 руб.
Вместе с тем, согласно справке ответчица осуществляла трудовую деятельность с 09.10.2012г. в МБОУ ДОД ЦДТ «Металлург».
В силу п. 10 ст. 12.1 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ федеральная социальная доплата не выплачивается в период выполнения работы и/или иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Истец указал, что вследствие не сообщения ответчицей сведений о ее трудоустройстве образовалась переплата федеральной социальной доплаты за период с 09.10.2012г. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61 688,54 руб., поскольку ответчица не имела права на получение указанной федеральной социальной доплаты, следовательно, указанная переплата является ее неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с нее.
На основании изложенного, истец ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара просил суд взыскать с ответчицы необоснованно полученную федеральную социальную доплату в сумме 61 688,54 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчица ФИО3 в связи с заключением брака сменила фамилию на ФИО7.
Представитель истца ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчица ФИО7 (до брака Апраушева) Е. И., адвокат ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Просили применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения ответчицы, ее представителя, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 12 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений…
Согласно п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 этой статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела следует, что ответчица ФИО7 (до брака Апраушева) Е. И. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также с 09.10.2012г. по 30.11.2015г. получателем федеральной социальной доплаты, согласно п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Выплата федеральной социальной доплаты в период с 09.10.2012г. по 30.11.2015г. ответчице ФИО1 производилась территориальным отделением ГУ - У ПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара.
Согласно копии справке № от 15.12.2015г. МБОУ ДО Центр детского творчества «Металлург» г. о. Самара, получатель федеральной социальной доплаты ФИО1 работала в должности педагога дополнительного образования в указанном дошкольном образовательном учреждении с 09.10.2012г. по 30.04.2014г., с 05.05.2014г. по 07.08.2014г., с 07.09.2015г. и продолжала работать.
В соответствии с п. 10 ст. 12.1 ФЗ 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Исходя из того, что ФИО1 с 09.10.2012г. была трудоустроена, право на получение федеральной социальной доплаты она утратила, однако, из-за не сообщения ФИО1 органу пенсионного обеспечения сведений о ее трудоустройстве ГУ УПФ РФ в Кировском и <адрес>х г.о. Самара в период с 09.10.2012г. по 30.11.2015г. произведена выплата федеральной социальной доплаты в общей сумме 61 688,54 руб., что подтверждается расчетом переплаты по личному делу № пенсионера Апраушевой (в настоящее время ФИО7) Е. И.
Вместе с тем, ответчицей ФИО5 заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности к требованиям органа пенсионного обеспечения о взыскании с нее переплаты федеральной социальной доплаты, при разрешении которого необходимо исходить из следующего.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Из пункта 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации следует, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются, в том числе за счет страховых взносов, средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований.
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, направляемых на выплату, в том числе федеральных социальных доплат к пенсии.
Учитывая приведенные положения, исходя из того, что истцом ГУ УПФ в Кировском и <адрес>х г.о. Самара в обоснование настоящего иска о взыскании с ответчицы ФИО1 необоснованно полученной ею федеральной социальной доплаты представлена справка № работодателя МБОУ ДОД ЦДТ «Металлург» г.о. Самара, датированная 15.12.2015г., принимая во внимание отсутствие иных документов, свидетельствующих о том, что органу пенсионного обеспечения стало известно об указанных обстоятельствах в другое время, следует считать, что именно с указанной даты истцу стало известно о нарушении его права в части возникшей переплаты федеральной социальной доплаты получателю ФИО1
Таким образом, установлено, что с 15.12.2015г. пенсионному органу достоверно стало известно об осуществлении ответчицей трудовой деятельности в спорный период, что свидетельствовало об утрате ею права на получение доплаты к пенсии и неправомерности получения ФИО1 федеральной социальной доплаты в указанный ранее период, следовательно, истец имел право на защиту нарушенного права в течение трех лет, начиная с 15.12.2015г., то есть до 15.12.2018г. Исходя из того, что истец ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара обратился с настоящим иском в Промышленный районный суд <адрес> только 24.04.2020г. (согласно штемпелю отделения почтовой связи на конверте), суд полагает, что в данном случае истцом ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара пропущен срок исковой давности для взыскания федеральной социальной доплаты с ответчицы ФИО1, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, принимая во внимание заявленное ответчицей ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, отсутствие ходатайства истца о восстановлении процессуального срока для обращения с указанным иском, руководствуясь ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, ст. 199 ГК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования пенсионного органа к ФИО1 о взыскании переплаты федеральной социальной доплаты удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ГУ УПФР в Кировском и <адрес>х г.о. Самара к ФИО1 о взыскании переплаты федеральной социальной доплаты отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Е. В. Умнова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>