дело № 2-4612/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пушкино 18 сентября 2012 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лютой О.В.
с участием прокурора П.
при секретаре Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о защите избирательных прав,
установил:
С. обратился в суд заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Л. кандидатом на должность главы г.Пушкино».
В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов города Пушкино № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Главы города Пушкино на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Пушкинского района Московской области приняла решение о регистрации С. кандидатом на должность Главы города Пушкино. Решением Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность главы города Пушкино зарегистрирован Л.. При разрешении вопроса о регистрации Л. кандидатом на должность главы г.Пушкино Территориальной избирательной комиссией Пушкинского района Московской области допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон), что является основанием для отмены решения Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ В поддержку своего самовыдвижения кандидатом Л. осуществлен сбор подписей избирателей. ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию им сдана 1 (одна) папка, в которой содержалось 200 страниц с 436 подписями избирателей. По результатам проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Л., территориальная комиссия признала недействительными только 6 подписей избирателей. Остальные 430 подписей признаны достоверными.
Заявитель считает, что действия территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области являются незаконными. Ввиду имеющихся нарушений сбора, порядка сбора подписей, оформления подписных листов недействительными должны быть признаны 43 подписи избирателей. В 17 случаях даты внесения подписей от имени двух избирателей выполнены одним лицом, в 2 случаях даты внесения подписей избирателей от имени трех избирателей выполнены одним лицом, в 1 случае даты внесения подписей избирателей от имени 19 избирателей выполнены одним лицом. Таким образом, 39 подписей избирателей подлежали признанию территориальной избирательной комиссией Пушкинского района недействительными. В подписных листах № рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта» выполнены одним лицом, тогда как записи в строке «Подписной лист удостоверяю» выполнены другим лицом. Таким образом, 4 подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах № подлежали признанию недействительными. В подписном листе № в строке 1 имеется неоговоренное исправление, следовательно, 1 подпись подлежала признанию недействительной. Таким образом, из 436 подписей избирателей, представленных в территориальную избирательную комиссию Пушкинского района кандидатом Л., 393 подписи являются действительными, а 43 подписи избирателей подлежали признанию недействительными, из чего следует, что количества достоверных подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидата Л., недостаточно для его регистрации кандидатом на должность главы г.Пушкино.
Данные нарушения, а также заключение специалиста проигнорировано рабочей группой территориальной избирательной комиссии Пушкинского района, и решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района от ДД.ММ.ГГГГ Л. зарегистрирован кандидатом на должность главы г.Пушкино, что нарушает права заявителя в части его участия в выборах главы г.Пушкино наравне с законно выдвинутыми кандидатами.
Заявитель считает, что при таких обстоятельствах решение Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Л. кандидатом на должность главы г.Пушкино является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Е. заявленные требования поддержала, просила заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области в лице председателя С. в судебном заседании поддержала решение территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области, просила в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что при проверке подписных листов рабочей группой недействительными признаны 6 подписей избирателей. Комиссия не приняла во внимание справку об исследовании, так как данная справка не является экспертным заключением. Все исправления оговорены избирателями.
Представитель заинтересованного лица Л. по доверенности М. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что все подписи избирателей исследовались рабочей группой, 6 подписей признаны недействительными. Считает решение территориальной избирательной комиссии о регистрации Л. кандидатом на должность главы г.Пушкино законным и обоснованным.
Прокурор П. в заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении заявления в связи с отсутствием на то законных оснований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, обозрев подлинные подписные листы, полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела судом установлено.
Решением Совета депутатов города Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы главы г. Пушкино на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № создана рабочая группа по подготовке и проведению выборов главы города Пушкино ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-43).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области внесены изменения в состав рабочей группы по проверке подписных листов кандидатов на должность главы города Пушкино (л.д.41).
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы г.Пушкино, необходимое для регистрации – 396 подписей, максимальное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы г.Пушкино, представляемых в избирательную комиссию, – 436 подписей (л.д. 44).
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № Л. зарегистрирован кандидатом на должность главы г.Пушкино (л.д. 37).
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района от ДД.ММ.ГГГГ С. также зарегистрирован кандидатом на указанную выше должность, что следует из пояснений сторон в судебном заседании.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений пункта 3 статьи 33 указанного Федерального закона вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Л. в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы г.Пушкино в территориальную избирательную комиссию представлены необходимые документы, в том числе: заявление в письменной форме о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, подписные листы с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ) основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Представленные указанным кандидатом документы признаны территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области отвечающими требованиям законодательства.
В противном случае, территориальная избирательная комиссия обязана была бы выполнить требования, установленные пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направив в адрес кандидата извещение с указанием, какие конкретно из документов, представленных для регистрации оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки, на основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 203/272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст.27 ч.1 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 1,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Частью 5 ст.27 указанного закона установлено, что подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-5 к настоящему Закону.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12. 06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится и в п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11. 07.2006 года N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области".
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и 4 ст. 23 этого же Закона, иных предусмотренных этим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
Согласно п. п. 12 п. 12 этой же нормы вышеуказанного Закона недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 этого же Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3 - 8 к настоящему Закону.
В соответствии с п. п. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Московской области от 11. 07.2006 N 1-1/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом ч.12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" устанавливает, что недействительными признаются:
- все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 3-5 к настоящему Закону.
Кандидатом Л. на регистрацию представлен пакет документов и необходимое количество подписей в соответствии с требованиями ст.27 ч.1 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ дополнительно в состав рабочей группы по проверке подписных листов кандидатов включен специалист Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области по согласованию (л.д.41).
В справке № от ДД.ММ.ГГГГ об исследовании подписных листов, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы г.Пушкино Л., составленной Главным экспертом 2-го отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области капитаном полиции М., указаны следующие выводы: 1. Подписи, расположенные в графах «Подпись» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения <адрес> Л.), выполнены одним лицом; Подписи, расположенные в графах «Подпись» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Подписи, расположенные в графах «Подпись» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Решить вопрос, одним или разными лицами выполнены остальные подписи, расположенные в графах «Подпись» в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), не представилось возможным, ввиду либо простоты и краткости спорных подписей, либо несопоставимости транскрипций, что не позволило выявить совокупность идентификационных признаков, необходимую для какого-либо категорического или вероятного вывода. 2. Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках №№,2 подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа №, в строках №№,2,3 подписного листа №, в строках № подписного листа №, в строках № подписного листа №, в строке № подписного листа №, в строке № подписного листа №, в строке № подписного листа №, в строках № подписного листа №, в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строках № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в строке № подписного листа № и в строке № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом. Решить вопрос, одним или разными лицами выполнены остальные подписи, расположенные в графах «Дата внесения подписи» в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), не представилось возможным ввиду либо простоты и краткости спорных подписей, либо несопоставимости транскрипций, что не позволило выявить совокупность идентификационных признаков, необходимую для какого-либо категорического или вероятного вывода. 3. Рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт граждан» в строке № подписного лита № и в строке № подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом, а рукописные записи, расположенные в строке «Подписной лист удостоверяю ___» в нижней части подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены другим лицом; Рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт граждан» в строке № подписного лита № и в строке № подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены одним лицом, а рукописные записи, расположенные в строке «Подписной лист удостоверяю ___» в нижней части подписного листа № папки с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), выполнены другим лицом; Рукописные записи от имени сборщика подписей и от имени избирателей (кроме граф «Подпись» и «Дата внесения подписи») на всех остальных подписных листах в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), между собой было установлено, что на каждом из листов указанные рукописные записи выполнены одним лицом. 4. В рукописной записи, расположенной в графе «Адрес места жительства» в строке № подписного листа № в папке с подписными листами (с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы городского поселения Пушкино Московской области Л.), имеется исправление (л.д.45-56).
Согласно выписке из протокола территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата на должность главы г. Пушкино Л., рабочая группа проверила соблюдение требований Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Московской области от 11.07.2006 №101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" при выдвижении кандидата на должность главы г.Пушкино Л., при сборе подписей и оформлении подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, в соответствии со ст.28 Закона Московской области от 11.07.2006 №101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области". В протоколе указано, что кандидатом заявлено 436 подписей избирателей, 6 подписей рабочей группой признаны недействительными, в соответствии с пп. 3, п. 12 и п.10 ст.28 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области": 3 подписи признаны недействительными согласно справке УФМС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ; 3 подписи – повторные подписи избирателей. В ответ на обращение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ в комиссию ДД.ММ.ГГГГ поступила справка об исследовании ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, согласно которой 39 подписей поставлены под сомнение. В состав этих 39 подписей входят 6 подписей, признанные недействительными рабочей группой. Таким образом, количество достоверных и действительных подписей, собранных в поддержку кандидата Л., по подсчетам ТИК, составило 430 подписей, что являлось достаточным для регистрации кандидата. В голосовании принимали участие 12 человек, из которых проголосовали: «За» 9 человек, «Против» - 3 человека, «Воздержались» - 0 человек (л.д.39-40).
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 13.06.2012г. № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» «эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеют статус заключения специалиста по проверке подписных листов».
Довод председателя территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области С. о том, что справка, представленная экспертом, не является экспертным заключением, в связи с чем, не принята во внимание Комиссией, суд считает необоснованным.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Аналогичный порядок установлен частью 4 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", в соответствии с которым, как уже указывалось выше, подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, подпись избирателя, дата внесения которой проставлена избирателем несобственноручно, признаются недостоверной и, соответственно, недействительной на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Доказательств, порочащих метод или порядок проведения исследований экспертом и его выводы, или заставляющих сомневаться в его объективности и компетентности, суду не представлено, в связи с чем, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Таким образом, с учетом выводов Главного эксперта 2-го отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области капитаном полиции М. суд признает недействительными 39 подписи.
В соответствии со статьей 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.
Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Недействительными считаются, в том числе, подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Закона; подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или уполномоченного им лица, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения или уполномоченным им лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названным уполномоченным представителем, кандидатом или его уполномоченным лицом; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3 - 8 к настоящему Закону (часть 12 статьи 28).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 22 или пунктом 4 части 23 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (часть 14 ст. 28).
В судебное заседание территориальной избирательной комиссией представлены оригиналы подписных листов кандидата Л., собранных в поддержку его кандидатуры в порядке самовыдвижения.
При обозрении оригиналов подписных листов судом установлено, что в строке 1 подписного листа № в графе «Адрес места жительства» имеется исправление в слове «микрорайон» (л.д.195).
По мнению суда, данное исправление не препятствуют однозначному восприятию текста и не может являться основанием для признания подписи избирателя недействительной.
В подписных листах № в графе «Подписной лист удостоверяю» имеются исправления в указании адреса места жительства лица, удостоверившего подписи избирателей, дописано слово «микрорайон» (л.д.255, 257, 261, 263, 264, 266).
Заявитель, ссылаясь на то, что данные исправление не оговорены, просит признать указанные подписи избирателей недействительными.
Данные доводы заявителя суд считает необоснованными, поскольку, действительно, в копиях подписных листов № имеющихся в материалах дела, не имеется сведений об оговоренных исправлениях в части указания адреса лица, удостоверяющего подписные листы. Однако, суду представлены оригиналы указанных подписных листов, на оборотной стороне которых имеются записи лица, удостоверяющего подписные листы, об оговоренных исправлениях. Копии данных подписных листов с соответствующей записью приобщены к материалам дела (л.д.270-оборот - 275 - оборот).
Таким образом, 6 подписей избирателей в подписных листах № подлежат признанию действительными.
С учетом выводов Главного эксперта 2-го отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области капитаном полиции М., суд признает недействительными 39 подписей.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В строке 3 подписного листа № в графе «Адрес места жительства» указано «<адрес>, без указания на «<адрес>» (л.д.75), что не соответствует п. 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, следовательно, данная подпись подлежит признанию судом недействительной.
Учитывая, что из числа отобранных к проверке подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г.Пушкино Л. недействительными являются, с учетом арифметического подсчета (39 + 1) 40 подписей, что составляет 9,17% от числа, подлежащих проверке подписей, что не может служить основанием к отказу в регистрации кандидата Л. на должность главы г.Пушкино, в связи с чем, оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Л. кандидатом на должность главы г.Пушкино» у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления С. о защите избирательных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение пяти дней.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: