...
Дело № 2-11/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2017 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Краснослова В.А., при секретаре Кваша О.А., с участием помощника военного прокурора гарнизона Петрозаводск лейтенанта юстиции Прозорова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции Егунёва А.Г., поданному в интересах федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет Министерства обороны Российской Федерации" (далее – Военный университет МО РФ), о взыскании с бывшего курсанта университета Кудряшова Д.И. в пользу Военного университета МО РФ средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в данном образовательном учреждении, в сумме .... рубль, -
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с бывшего курсанта Военного университета МО РФ Кудряшова Д.И. в пользу указанного учебного заведения денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере .... рубль.
В обосновании искового заявления указал, что в соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Приказом Министра обороны РФ от 1 августа 2011 года № 972 Кудряшов Д.И. с 1 августа зачислен на 1 курс Военного университета МО РФ, а с 1 августа 2014 года на основании приказа начальника Военного университета МО РФ от 28 июля 2014 года № 791 Кудряшов Д.И. отчислен из указанного учебного заведения в связи с нежеланием проходить обучение. За период обучения Кудряшова Д.И. на его военную и специальную подготовку из средств федерального бюджета было затрачено .... рубль.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона в суд не прибыл, направил своего представителя по доверенности, помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона, который в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Кудряшов Д.И. в судебное заседание не прибыл, надлежащим образом извещен о месте и времени его проведения, согласно телефонограммам полностью признал исковые требования, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав помощника военного прокурора, военный суд приходит к следующим выводам.
Военная служба, по смыслу ст. 59, ч. 1 ст. 37, п. "м" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 и п. п. "д", "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ в их взаимосвязи, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству.
В соответствии с п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 7 ст. 35 указанного Закона, граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным пп. "д", "е", "е1" и "з", пп. "в" и "д" п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством РФ.
Приведенные положения прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Вопрос о проверке конституционности п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" являлся предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. В Определении от 08 февраля 2011 года № 129-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное названной статьей правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Таким образом, наступление обязанности лица, отчисленного из военно-образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 402 от 25 июня 2007 года утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.
В соответствии с п. 2 вышеназванной Методики, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.
Согласно п. 3 Методики, в состав указанных в п. 2 настоящей Методики расходов включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств); на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов); на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
В силу п. 4 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования, перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав указанных в пункте 3 настоящей Методики расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.
В соответствии с п. 5 Методики, период, на который определяются расходы, указанные в п. 3 настоящей Методики, составляет 1 финансовый год.
Согласно пп. "а" п. 7 данной Методики, граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ * (ПЛО + ПМО / 12), где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Как следует из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2008 года № 434 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402", в соответствии с названным Постановлением была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
Из п. 2 Приказа следует, что статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации до 30 сентября 2008 года было предписано организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, и утвердить их.
Данные рекомендации были разработаны и утверждены статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Согласно п. 15 названных рекомендаций, на каждого поступившего в военно-учебное заведение гражданина заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения.
Из выписки из приказа Министра обороны РФ от 1 августа 2011 года № 972 и из копии контракта усматривается, что с 1 августа этого же года Кудряшов Д.И. зачислен на 1 курс Военного университета МО РФ, с присвоением воинского звания рядовой.
На основании приказа начальника Военного университета МО РФ от 28 июля 2014 года № 791 Кудряшов Д.И. с 1 августа 2014 отчислен из указанного учебного заведения, в связи с нежеланием проходить обучение.
Из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заведении, следует, что из средств федерального бюджета на военную подготовку Кудряшова Д.И. затрачено ...... рубль.
Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что Военный университет МО РФ является получателем средств федерального бюджета, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности и возмещения причиненного ей в результате противоправных действий ущерба.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2011 года № 129-О-О, п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Таким образом, возложение на граждан обязанности по возмещению денежных средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования, законодатель связывает с виновным поведением лица и возлагает на указанных лиц исключительно обязанность возместить государству фактически затраченные на обучение данных лиц расходы.
Поскольку Кудряшов Д.И. был отчислен из числа курсантов Военного университета МО РФ в связи с нежеланием проходить обучение, а также учитывая, что он иск признал в полном объеме, суд, исходя из положений ч. 7 ст. 35 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования», считает необходимым исковое заявление заместителя военного прокурора 231 военной прокураты гарнизона удовлетворить.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей, что в данном случае составляет 1531 рубль 73 копейки.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 61.1 - 61.3 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в размере ....., от уплаты которой истец освобожден на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с не освобожденного от уплаты судебных расходов ответчика Кудряшова Д.И. в бюджет муниципального образования "Петрозаводский городской округ" Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, военный суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции Егунёва А.Г., поданное в интересах федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет Министерства обороны Российской Федерации", – удовлетворить.
Взыскать с Кудряшова Д.И. в пользу федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет Министерства обороны Российской Федерации" денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку за период его обучения в указанном учебном заведении, в размере ....
Взыскать с Кудряшова Д.И. в бюджет муниципального образования "Петрозаводский городской округ" Республики Карелия государственную пошлину в размере 1531 (одна тысяча пятьсот тридцать один) рубль 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский окружной военный суд путем подачи сторонами апелляционной жалобы через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Краснослов
....
....
....
....
....
....
....
....