Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-72/2013 ~ М-66/2013 от 24.01.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2013 г. Пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Вергуша В.В.,

при секретаре Медведевой И.В.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Кондратьева С.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» о присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Кондратьев С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда».

В своих исковых требованиях истец Кондратьев С.Н. ссылается, на то, что проходя службу в органах внутренних дел России по Тульской области, приказом ОВД по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ был награжден медалью «За отличие в службе» II степени. Выслуга лет, дающая право на пенсию по выслуге лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении: <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и имеет право на пенсию, назначаемую в соответствии с Законом РФ от 12.12.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю и оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения. Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» за от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении ему звания «Ветеран труда» отказано со ссылкой на то, отсутствует необходимый трудового стажа 25 лет. С отказом не согласен, считает, чтооснования для присвоения ему звания «Ветеран труда» имеются. Просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

В судебном заседании истец Кондратьев С.Н. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» по доверенности Ларионова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержав представленные возражения и указав, что согласно ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Для присвоения звания «Ветеран труда» необходим трудовой стаж 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. В связи с тем, что у истца трудовой стаж составляет менее 25 лет, и он не является получателем пенсии по выслуге лет, то присвоить ему звание «Ветеран труда» в настоящее время невозможно.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Кондратьев С.Н. подал заявление ответчику о признании его ветераном труда, и оно, вместе с приложенными документами, принято ДД.ММ.ГГГГ.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ за Кондратьеву С.Н. было отказано в присвоении звания ветеран труда.

Согласно справке, выданной Главным управлением министерства Российской Федерации «Отделение вневедомственной охраны при ОВД по ИО Одоевский район» ДД.ММ.ГГГГ за , Кондратьев С.Н. имеет выслугу лет в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней.

Факт награждения указанной медалью подтверждается соответствующим удостоверением.

Таким образом, Кондратьев С.Н. награжден медалью, дающую право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно п.3ст. 2 вышеуказанного Закона Тульской области, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.

Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст.13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.

Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Кондратьев С.Н. полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к ветеранам труда, поскольку был награжден медалью, а также имел трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Каких-либо дополнительных условий и требований ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено.

В этой связи доводы представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», о том, что Кондратьев С.Н. не имеет общего трудового стажа (25 лет) для назначения пенсии по старости, и не является получателем пенсии по выслуге лет является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось, принятым 12 февраля 1993 года Законом №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Причем, как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, условия о назначении и соответственно о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство не содержит.

Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.

При таких данных суд не может рассматривать факт отсутствия у истца трудового стажа как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных "интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с. положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного суд считает установленным, что Кондратьев С.Н. на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управления социальной защиты населения Одоевского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имел необходимый стаж и был награжден медалью, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» об отказе в присвоении Кондратьеву С.Н. звания «Ветеран труда» является незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кондратьева С.Н. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» присвоить Кондратьеву С.Н. звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.В. Вергуш

2-72/2013 ~ М-66/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кондратьев Сергей Николаевич
Ответчики
ГУ ТО УСЗН Одоевского района
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Вергуш Василий Владимирович
Дело на странице суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
24.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2013Передача материалов судье
28.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2013Подготовка дела (собеседование)
13.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2013Судебное заседание
28.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2013Дело оформлено
10.01.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее