Судья: Коняхина Е.Н. Дело <данные изъяты>а-40875/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Московский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Редченко Е.В.,
рассмотрев <данные изъяты> в порядке упрощенного (письменного) производства частные жалобы ТИК <данные изъяты> и Николовой Л. И. на определение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> о взыскании судебных расходов по делу <данные изъяты>а-1237/19,
установила:
Николова Л.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации АлексА. А. АлексА.а кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>».
Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты>, административный иск удовлетворен.
<данные изъяты> Николова Л.И. обратилась в суд с заявлением о взыскании с ТИК <данные изъяты> судебные расходы в размере 7 000 рублей, а с заинтересованного лица АлексА. А.А. – 15 000 рублей, в которые входят оплата услуг представителя и государственная пошлина в размере 300 рублей при подаче административного иска.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Николовой Л.И. требования поддержал.
ТИК <данные изъяты> своего представителя не направила, была извещена.
АлексА. А.А. и его представитель возражали против удовлетворения заявления.
МОО ПП «КПРФ» своего представителя не направила, была извещена.
Определением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> заявление было удовлетворено чаастично. С ТИК <данные изъяты> за счет средств бюджета <данные изъяты> взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На определение суда поданы частные жалобы ТИК <данные изъяты> и Николовой Л.И.
На основании статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается единолично и в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает, что имеются предусмотренные пунктом 3 статьи 309 КАС РФ основания для отмены определения и направления дела в тот же суд для нового рассмотрения вопроса о судебных расходах.
Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего кодекса.
Как следует из статьи 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.
Разрешая вопрос о том, с какого лица подлежат взысканию судебные расходы, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с постановлением правительства <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты>» избирательная компания по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа финансировалась из средств бюджета <данные изъяты>. В связи с этим суд первой инстанции взыскал судебные расходы в пользу административного истца Николовой Л.И. с административного ответчика ТИК <данные изъяты> за счет бюджета <данные изъяты>.
Однако с таким выводом согласиться нельзя ввиду следующего.
В силу положений пункта 4 статьи 26 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
При этом из положений <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» не следует, что территориальная комиссия <данные изъяты> имеет статус юридического лица, в связи с чем с этой избирательной комиссии не могли быть взысканы судебные расходы.
Необходимо также отметить, что согласно статье 57 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (пункт 1).
Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи Федерального закона от <данные изъяты> N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом в силу положений Бюджетного кодекса РФ право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств имеют главные распорядители бюджетных средств.
В соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении средств резервного фонда <данные изъяты>» в целях осуществления неотложных мероприятий по обеспечению обязательств органов государственной власти <данные изъяты> по защите и гарантиям конституционных прав и свобод граждан и в связи с отсутствием утвержденного бюджета Волоколамского городского округа на 2019 год денежные средства для финансового обеспечения подготовки и проведения территориальной избирательной комиссией <данные изъяты>, на которую решением Избирательной комиссии <данные изъяты> возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа, выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа первого созыва в 2019 году выделены из резервного фонда <данные изъяты>.
Из приведенных положений следует, в 2019 году избирательная компания по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа финансировалась из средств бюджета <данные изъяты>, а распоряжением денежными средствами занималось <данные изъяты>.
Определяя лицо, с которого подлежат в данном случае взысканию судебные расходы, следует учитывать, что соответствующая избирательная компания окончена, в связи с чем обязанность по возмещению судебных расходов не может быть возложена на главного распорядителя средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа.
Учитывая, что исполнение судебных актов по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 3 статьи 242.2 БК РФ) от имени казны выступает финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по окончанию избирательной кампании судебные расходы подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа за счет казны субъекта Федерации.
При этом соответствующий финансовый орган <данные изъяты> к участию в рассмотрении вопроса о судебных расходах не привлекался, своей позиции в отношении данного вопроса не представлял.
В частности, являясь в соответствии с законодательством <данные изъяты> главным распорядителем средств бюджета <данные изъяты>, выступать в суде, арбитражном суде от имени <данные изъяты> в качестве представителя ответчика по искам к <данные изъяты>, вправе Министерстве экономики и финансов <данные изъяты> (пункт 16.12 Положения о Министерстве инвестиций и инноваций <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 19/2).
С учетом изложенного, определение суда о распределении судебных расходов подлежит отмене с направлением вопроса о судебных расходах на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями315, 316 КАС РФ, суд
определил:
определение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, вопрос о взыскании судебных расходов по делу <данные изъяты>а-1237/19 направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья