Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6608/2020 ~ М-6331/2020 от 17.11.2020

Дело № 2-6608\2020

66RS0004-01-2020-009588-92

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Трофименко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Топорищева А. Н. к Министерству социальной политики <адрес>, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Топорищев А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики <адрес>, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленного иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1972 года по 1985 год истец являлся воспитанником различных детских домов. С октября 1985 года по июнь 1990 года, с декабря 1993 года по декабрь 1994 года, с марта 1996 года по июль 1999 года, с апреля 2003 года по декабрь 2013 года истец отбывал наказание в пенитенциарных учреждениях. Ранее социальные учреждения не разъясняли право истца на получение жилого помещения и необходимость обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет. Все необходимые документы истцом утеряны. Какое-либо жилое помещение на праве собственности у Топорищева А.Н. отсутствует, и поскольку пропущен срока на обращение в орган опеки с заявлением о принятии на учет в целях обеспечения жилым помещением, Топорищев А.Н. просит восстановить данный срок и предоставить жилое помещение.

В ходе производства по настоящему гражданскому делу в качестве третьих лиц были привлечены ГКУ «Фонд жилищного строительства», МУГИСО, Управление социальной политики .

В судебное заседание истец не явился, уполномочил на участие в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, указав, что с 1993 года истец был уверен в том, что сроки на обращение в орган опеки они пропустил, однако в ходе разговора со знакомым ему было разъяснено, что истец имеет право на обращение в суд. Иного жилья истец не имеет, в настоящее время проживает в связи с работой в <адрес>. По адресу: <адрес>, Топорищев А.Н. не зарегистрирован. Ранее с каким-либо заявлением в орган опеки или орган местного самоуправления истец не обращался.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной политики <адрес> указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, при том, что истцом не приведены доказательства объективной невозможности в течение семи лет обратиться в уполномоченный орган. Более того, Министерство не осуществляет прием документов и включение в списки. Данные полномочия переданы территориальным управлениям.

В судебном заседании представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> указала, что по заявленным обстоятельствам, стороны в спорных отношениях не состоят. Топорищев А.Н. в списки не включен.

В судебное заседание не явился представители третьих лиц МУГИСО, ГКУ ССО «Фонд жилищного строительства», о рассмотрении дела извещены, в отзыве Фонд указал доводы, аналогичные пояснениям Министерства социальной политики <адрес>.

В судебное заседание не явился представитель Управления социальной политики по <адрес> г.Екатеринбурга, по <адрес>, о рассмотрении дела извещен в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенного в действие с <//>) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <//>), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до <//>) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

После <//> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от <//> N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Истец избрал способ судебной защиты в виде иска о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, не поданного до 23-летнего возраста.

Истцом не оспорено, что ранее с заявлением о принятии на учет он не обращался.

Топорищев А.Н., <//> года рождения, отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

23-х лет истец достиг в 1993 году. На день разрешения иска истцу 50 лет.

Согласно представленным данным Топорищев А.Н. прибыл в Верхотурский детский дом <//> из Краснотурьинского дома ребенка, <//> выбыл в школу-интернат <адрес>.

Также согласно сведениям ГУ МВД России по <адрес> с <//> по <//>, с <//> по <//>, с <//> по <//> год, с <//> по <//> истец находился в пенитенциарных учреждениях в связи с отбыванием наказания за совершенные преступления.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <//>, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец указывает на невозможность своевременного обращения в уполномоченный орган в связи с ненадлежащим исполнением органами опеки своих обязанностей по разъяснению истцу его жилищных прав, а также в связи с нахождением в местах лишения свободы.

В то же время, как указывает сам истец, в последний раз он был освобожден из мест лишения свободы в декабре 2013 года. Обстоятельства, по которым с указанного времени он не обратился в орган опеки, Топорищев А.Н. не указывает, такие обстоятельства не установлены и судом.

Действительно, само по себе нахождение в пенитенциарном учреждении длительное время, может являться основанием для разрешения вопроса об уважительности причин не обращения в уполномоченный орган, однако суд исходит из того, что с 2013 года никакие действия, направленные на реализацию истцом жилищных прав последним не совершались, с заявлением о принятии на учет истец не обращался, действия по получению документов инициированы только в 2020 году. Само по себе отсутствие соответствующих познаний безусловно не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о восстановлении срока на обращение с заявлением о принятии на учет.

Относительно требований о предоставлении жилого помещения суд исходит из следующего.

Как указано ранее, в силу требований ст. 8 Федерального закона от <//> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при наличии оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от <//> предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На территории <адрес> действует Постановление <адрес> от <//> N 491-ПП (ред. от <//>) "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Пунктом 3 данного правового акта определено, что Министерство социальной политики <адрес> обладает полномочиями по формированию по <адрес> списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет); по утверждению формы журнала регистрации заявлений о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), формы журнала регистрации заявлений об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства и порядка принятия решения о включении (отказе во включении) детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти <адрес> - управлений социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по формированию списка по каждому муниципальному образованию, расположенному на территории <адрес>, в котором детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны предоставляться жилые помещения.

Постановлением <адрес> от <//> N 527-ПП (ред. от <//>) утвержден Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет".

В соответствии с данным Порядком Министерство социальной политики <адрес> ежеквартально, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Для распределения детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в управления социальной политики адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: 1) по построенным жилым помещениям - в течение 3 рабочих дней от даты постановки на кадастровый учет жилого помещения; 2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 3 рабочих дней от даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок проекта контракта, подписанного усиленными электронными подписями лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Управления социальной политики в течение 19 рабочих дней от даты получения адресного перечня жилых помещений проводят проверки на предмет утраты детьми-сиротами оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от <//> N 159-ФЗ), для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - проверки).

В случае если при проведении проверок установлено, что дети-сироты, в отношении которых проводятся проверки, являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, факт невозможности проживания детей-сирот, в отношении которых проводятся проверки, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается управлением социальной политики на основании документов, указанных в пункте 4 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" (далее - Порядок, утвержденный Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП).

Документы, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП, запрашиваются управлениями социальной политики у лиц, в отношении которых проводится проверка, путем направления письменных уведомлений о представлении документов (далее - уведомление) в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений о том, что дети-сироты, в отношении которых проводятся проверки, являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Документы, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП, представляются в управление социальной политики детьми-сиротами, в отношении которых проводятся проверки, в течение 5 рабочих дней со дня получения ими уведомления.

В случае подачи документов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП, представителем детей-сирот, в отношении которых проводятся проверки, к документам прилагается оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия представителя.

Документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП, запрашиваются управлениями социальной политики в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений о том, что дети-сироты, в отношении которых проводятся проверки, являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Дети-сироты или представители детей-сирот, в отношении которых проводятся проверки, вправе представить документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от <//> N 341-ПП, по собственной инициативе.

Управление социальной политики в течение 2 рабочих дней со дня окончания проверок: 1) в случае, если по результатам проведения проверок не установлена утрата детьми-сиротами, в отношении которых проводятся проверки, оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ, представляет в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) в случае, если по результатам проведения проверок установлена утрата детьми-сиротами, в отношении которых проводятся проверки, оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ, принимает решение об исключении детей-сирот, в отношении которых проводятся проверки, из списка.

В случае изменения очередности при распределении жилых помещений одновременно с предложением по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в Фонд представляется пояснительная записка с обоснованием данного факта с приложением копий подтверждающих документов.

Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.

Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку проектов приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и направляет в Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> для принятия.

Министерство строительство и развития инфраструктуры <адрес> в течение 3 рабочих дней осуществляет принятие приказа о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.

Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и приказы Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.

Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.

Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Таким образом, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в строго определенном порядке, с распределением соответствующих полномочий за вышеуказанными публичными субъектами, и более того, для реализации права на предоставление жилого помещения необходимо принятие на соответствующий учет, либо признание бездействие публичных органов незаконным.

Таким образом, поскольку требования истца об обязании ответчиков предоставить жилое помещение в данном конкретном случае являются акцессорными требованиями, вытекающими из требования о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет, в удовлетворении которого было отказано, суд также не находит оснований для удовлетворения данного требования.

Истец не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Управлением социальной политики, ни в предварительном, ни в уточненном списке не значится, следовательно, у Министерства обязанность по обеспечению его жилым помещением может возникнуть только после получения предложений по распределению от Управления социальной политики, сформированных на основании списков детей-сирот, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Внеочередного обеспечения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда действующее законодательство не предусматривает.

Кроме этого, из подп. 2 п. 8 Постановление <адрес> от <//> N 485-ПП "О Министерстве социальной политики <адрес>" следует, что в сфере социальной защиты населения Министерство осуществляет на территории <адрес> социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации возложенных на него полномочий Министерство осуществляет формирование по <адрес> списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (подп. 2 п. 12 Постановление <адрес> от <//> N 485-ПП).

Таким образом, Министерство социальной политики <адрес>, как и Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, является ненадлежащим ответчиком по требованию об обеспечении жилым помещением.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Топорищева А. Н. к Министерству социальной политики <адрес>, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Судья: подпись О.М.Василькова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

2-6608/2020 ~ М-6331/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Топорищев Андрей Николаевич
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Министерство социальной политики Свердловской области
Другие
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Управление социальной политики № 24 по Кировскому району г. Екатеринбурга, по г. Березовскому
Панкова Анастасия Евгеньевна
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
17.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2020Передача материалов судье
19.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее