Дело № 2-3627/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2014 года город Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора Калининского района г. Уфы Петровой Р.В.,
при секретаре Бакировой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Уфимское моторостроительное производственное объединение», Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению муниципальной собственности городского округа <адрес> об обязании направить документы по жилому дому для внесения в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к ОАО «УМПО» об обязании ответчика направить в Межведомственную комиссию Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан документы, предусмотренные п.п. 42-47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, по жилому дому по адресу: <адрес>, с целью обследования многоквартирного жилого дома для принятия заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, которые были приняты определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
По уточненному иску истец просит суд обязать ответчиков ОАО «УМПО», <адрес> ГО <адрес> РБ, Администрацию ГО <адрес> РБ направить документы по жилому дому по адресу: <адрес> для внесения в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан» муниципальной адресной программы, утвержденной Решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 20/6.
В обоснование уточненных требований истец указывает, что восьмиквартирный одноэтажный жилой <адрес> построен в 1957 году, имеет благоустройство в виде газификации и центрального отопления.
На основании распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 625-р, договором от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Минземимуществом РБ и муниципальным образованием ГО <адрес> дом по адресу: <адрес> городе Уфе передан в муниципальную собственность.
Обслуживание дома осуществляет ЖЭО ОАО «УМПО».
ДД.ММ.ГГГГ по обращению жильцов дома Госкомжилнадзором РБ совместно с прокуратурой <адрес> проведена инспекционная проверка указанного жилого дома.
При проверке выявлены нарушения требований «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ДД.ММ.ГГГГ № (далее ПиН).
Так, грунт в подвале влажный, неисправны: продухи подвального помещения отмостки, цоколь, по периметру дома, оконные проемы, электрооборудование.
Государственной жилищной инспекцией РБ (в настоящее время Госкомжилнадзор РБ) в адрес администрации <адрес> ГО <адрес>, администрации ГО <адрес> было направлено письмо по вопросу о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, постановлением администрации <адрес> Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт межведомственной комиссии об отнесении дома по <адрес> в <адрес> непригодным для постоянного проживания. Постановление № не отменено, однако, до настоящего времени не решен вопрос о расселении дома.
Дом до настоящего времени не включен в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан», что является неисполнением ответчиком требований ч. 6 ст. 19 ЖК РФ о мониторинге использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности.
Учитывая, что износ дома составляет 66%, дом длительное время имеет нарушения в конструктивных и инженерных элементах, дом может разрушиться в любое время, что может негативно воздействовать на граждан, возможна аварийная ситуация с человеческими жертвами, с причинением вреда здоровью и существу граждан.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Петрова Р.В. исковые требования по уточненному иску поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «УМПО» Трухачева О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что по предписанию ГЖИ РБ были устранены недостатки, в настоящее время спорный жилой дом пригоден для проживания. Дом действительно находится на балансе ОАО «УМПО» и обслуживается ЖЭО ОАО «УМПО». Просила в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан Варламова Г.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснила, что данная адресная программа, в подпрограмму которой прокуратура просит направить документы по жилому дому, является муниципальной. Требования прокуратуры они считают необоснованными, так как подпрограмма связанна именно с застройкой территории и развитием застроенных территорий, что не связано с тем, что дом признан аварийным, в связи с чем имеется необходимость переселения граждан. Жилой дом был признан непригодным для проживания в 2001 году, но не определена была его дальнейшая судьба, в части реконструкции или сноса.
В судебном заседании представитель ответчика <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан Зотова Н.Н., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать, считая заявленные требования необоснованными, не подтвержденными документальными доказательствами.
В судебное заседание представитель ответчика УМС Администрации ГО <адрес> РБ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, суд пришел к следующему.
Статья 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными предусмотренными законом способами.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
На основании акта межведомственной комиссии № б/н от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденного постановлением <адрес> РБ № от 17.10.2001года, вышеуказанный жилой <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Исследование акта межведомственной комиссии № б/н от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденного постановлением <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ показало, что имеющееся заключение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ принято органом, обладающим в соответствии законом необходимыми полномочиями, до настоящего времени не отменено, акт не признан незаконным, недействительным либо недействующим.
Данный вывод суда основывается на том, что в соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, орган местного самоуправления вправе принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решений о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Указанным актом МВК от ДД.ММ.ГГГГ балансодержателю ОАО «УМПО» предписано решить вопросы: 1) выполнить устройство вентиляции в соответствии с требованиями газового хозяйства; 2) капитального ремонт конструкций фундамента с привлечением специализированной организации соответствующего профиля; 3) расселения жителей с предоставлением жилья и сноса дома.
Однако, в нарушение возложенных на ОАО «УМПО» обязанностей, предприятие не выполнило постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и не приняло какого-либо решения по вопросу расселения и сноса.
Решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Меркачевой И.В. к ОАО «УМПО» об обязании предоставить жилье отказано за необоснованностью.
Из решения Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Меркачевой И.В. к ОАО «УМПО» обобязании предоставить жилье усматривается, что согласно исследовательской части заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ года, физический износ жилого дома пристрой № по <адрес> в <адрес> под литером «А» составляет 53 %, жилого дома под литером «А1» составляет 56 %.
На основании указанного заключения эксперта, судом был сделан вывод о том, что жилой <адрес> в <адрес> ветхим либо аварийным на момент осмотра не является ввиду того, что ветхому техническому состоянию строений соответствует физический износ от 61% до 80% несущих конструктивных элементов, находящихся под угрозой обрушения не обнаружено, жилой дом признан пригодным для постоянного проживания.
Решение вступило в законную силу, определением Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в передаче указанного гражданского дела по надзорной жалобе Меркачевой И.В. для рассмотрения по существу в президиум Верховного Суда РБ отказано.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, … несет бремя содержания данного помещения, …обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним…
Распоряжением Правительства РБ № 625-р от ДД.ММ.ГГГГ постановлено передать безвозмездно в собственность городского округа <адрес> Республики Башкортостан государственное имущество Республики Башкортостан по перечню согласно приложению, куда вошел, в числе иных и жилой дом по адресу: <адрес>.
Указанным распоряжением установлено, что право муниципальной собственности на передаваемые объекты в соответствии с настоящим распоряжением возникает с момента подписания акта приема-передачи.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с порядком оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и ведения Реестра государственного имущества Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 403, во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 625-р приказано: принять из доверительного управления ОАО «УМПО» государственное имущество, в том числе спорный жилой дом; расторгнуть по соглашению сторон договор о передаче государственного имущества в доверительное управление № ДУ от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный с ОАО «УМПО»; ОАО «УМПО» в установленном порядке представить в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан документы, необходимые для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УМПО» предложено передать в установленном порядке объекты недвижимого имущества, в том числе спорный жилой дом, в муниципальную собственность городского округа <адрес> Республики Башкортостан; зарегистрировать переход права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>; заключить с МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа <адрес> Республики Башкортостан» договор на перечисление денежных средств для проведения ремонтных работ жилых домов, подлежащих передаче.ДД.ММ.ГГГГ между Министерством земельных и имущественных отношений РБ и МО городской округ <адрес> был заключен договор передачи государственного имущества РБ в собственность городского округа <адрес>, согласно которого МО регистрирует в установленном порядке переданное имущества в качестве муниципальной собственности, вносит имущество в реестр муниципальной собственности, с момента подписания акту приема-передачи несет все права и обязанности собственника имущества.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ОАО «УМПО» было заключено соглашение, которым в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ договор от ДД.ММ.ГГГГ № ДУ.
ОАО «УМПО» и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подписали акт приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым, во исполнение приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «УМПО» передало, а Министерство земельных отношений Республики Башкортостан приняло государственное имущество, в состав которого вошел также спорный жилой дом.
Однако, в ходе судебного заседания было установлено, что фактически постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, жилой дом по данному адресу ОАО «УМПО» не передан в муниципальную собственность городского округа <адрес> РБ, акт приема-передачи не подписан, доказательств заключения договоров социального найма с жителями дома суду не представлено.
Из справки ОАО «УМПО» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание жилого <адрес> государственного имущества Республики Башкортостан и на обслуживании находится в ЖЭО ОАО «УМПО».
Факт того, что дом фактически не передан в муниципальную собственность также подтверждается тем, что за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, нарушение правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов в отношении ОАО «УМПО» было выдано предписание № ЦО-14-003-117 от ДД.ММ.ГГГГ года, которое также исполнено ЖЭО ОАО «УМПО».
Следовательно, обязанность по несению бремени содержания данного дома, поддержания его в надлежащем состоянии несет ОАО «УМПО».
Решением Совета городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений и дополнений в муниципальную адресную программу «Развитие застроенных территорий городского округа <адрес> Республики Башкортостан на 2007-2015 годы», в новой редакции утверждена подпрограмма "Переселение граждан из жилищного фонда подлежащего сносу и реконструкции (в том числе, из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан".
Согласно раздела 7 «Механизм и этапы реализации Программы», при реализации Программы Администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан осуществляет переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов в следующей последовательности:
а) в первую очередь - из признанных аварийными многоквартирных домов, в которых:
все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности;
все собственники жилых помещений выберут конкретный вариант переселения и согласуют с Администрацией городского округа <адрес> Республики Башкортостан все условия изъятия жилого помещения, все собственники жилых и нежилых помещений подпишут предварительные соглашения о выкупе и (или) мене изымаемых жилых помещений с предоставлением внутри группы таких домов приоритета многоквартирным домам, в которых подписание таких соглашений завершено на более раннюю дату;
б) во вторую очередь - из многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли на общих собраниях единогласные решения об отказе от самостоятельного сноса или реконструкции признанных аварийными многоквартирных домов, с предоставлением внутри группы таких домов приоритета многоквартирным домам, в которых как можно большая доля собственников помещений заключили с Администрацией городского округа <адрес> Республики Башкортостан предварительные соглашения о выкупе и (или) мене изымаемых жилых помещений;
в) в третью очередь - из многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли на общих собраниях решения об отказе от самостоятельного сноса или реконструкции признанных аварийными многоквартирных домов, с предоставлением внутри группы таких домов приоритета многоквартирным домам, в которых такие решения приняты большим числом голосов;
г) в четвертую очередь - из многоквартирных домов, в отношении которых ранее было принято решение о признании их аварийными.
В соответствии с разделом IV, п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции проводится комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит
В соответствии с п. 43, 45 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Пунктом 47, 48 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
В силу п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, так и возражений.
ОАО «УМПО» не представило суду доказательств, опровергающих обстоятельства о непригодности для постоянного проживания <адрес>, либо факта обращения в установленном законом порядке в уполномоченный орган, для исполнения постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года.
По мнению суда, в указанном случае имеет место непринятие мер со стороны ОАО «УМПО», на балансе которого находится до настоящего время спорный жилой дом, по обеспечению его сохранности, а также по передаче документов для решения вопроса о признании дома аварийным, подлежащим сносу, либо реконструкции, либо о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, а также дальнейшего принятия решения органом исполнительной власти о дальнейшем использовании помещения, либо сроках отселения.
В связи с этим суд считает возможным исковые требования удовлетворить, обязав ответчика ОАО «УМПО» направить документы по жилому дому по адресу: <адрес> для внесения в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан» муниципальной адресной программы, утвержденной Решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 20/6.
Оснований для удовлетворения исковых требований, предъявляемых к Администрации ГО <адрес> РБ и <адрес> ГО <адрес> РБ, суд не находит, что поскольку процедура передачи спорного дома в муниципальную собственность не завершена, следовательно, обязанности администрации городского округа <адрес> как собственника жилого дома, не возникли.
Кроме того, пригодность жилого дома для проживания, признание его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, определяется заключением межведомственной комиссии, на основании заявления собственника (гражданина, нанимателя либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
При этом, распоряжение органа местного самоуправления, издаваемое на основании заключения, определяет лишь дальнейшее использование жилых помещений, сроки отселения физических и юридических лиц, то есть принимается с целью контроля и упорядочения процедуры расселения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Уфимское моторостроительное производственное объединение», Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению муниципальной собственности городского округа <адрес> об обязании направить документы по жилому дому для внесения в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан», удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственной объединение» направить документы по жилому дому по адресу: <адрес> для внесения в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу <адрес> Республики Башкортостан» муниципальной адресной программы, утвержденной Решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 20/6.
В удовлетворении исковых требований <адрес> города к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению муниципальной собственности городского округа <адрес> отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Судья Н.Ш. Сафиуллина