Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-671/2019 (2-8688/2018;) ~ М-8986/2018 от 17.12.2018

№2-671/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2019 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грошева В. А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии,

установил:

Грошев В.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что при его обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по причине недостаточности стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом, в специальный стаж истца ответчик не учел периоды прохождения действительной военной службы на территории Республики Карелия. Истец с решением ответчика не согласен, просит обязать его учесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, в представленном отзыве указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии истцу отказано в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера (далее – РКС). При этом установлено, что страховой стаж истца составляет 27 лет 4 месяца 28 дней, при требуемом стаже – 25 лет; стаж работы в РКС составляет 08 лет 10 месяцев 29 дней, что меньше требуемого – 15 лет.

В стаж работы в МКС ответчиком не учтены спорные периоды службы истца в Вооруженных Силах СССР, Российской Федерации, а также в Пограничных Войсках Российской Федерации по контракту.

В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера

Таким образом, для назначения досрочной страховой пенсии по старости мужчине, достигшему возраста 55 лет месяца необходимо иметь страховой стаж не менее 25 лет и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС) не менее 20 календарных лет либо стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) не менее 15 календарных лет.

Согласно положениям ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Между тем, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Не содержит норм, указывающих на возможность учета периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ранее действовавшее законодательство, регулирующее спорные правоотношения.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

По действовавшему до 01.01.2002 пенсионному законодательству время военной службы и другой, приравненной к ней, службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст.14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» порядок зачета военной службы в стаж работы не был установлен.

Такой подход не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 №19-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 №380-О и от 29.09.2011 №1040-О-О).

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера (местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).

В силу установленных обстоятельств и названых норм, суд приходит к выводу о том, что период военной службы истца учтен ему в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, но не может быть включен в специальный трудовой стаж (стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при определении права на досрочную страховую пенсию в соответствии с нормами Федерального закона №400-ФЗ.

В силу изложенного оснований для удовлетворения требований истца о специальном учете периодов службы не имеется.

С учетом положений ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и недостаточности у истца стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, суд полагает также не подлежащим удовлетворению требование о необходимости обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 14.02.2018.

При этом судом учитывается, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости не нарушено, он вправе претендовать на ее назначение со снижением возраста в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Чернобай Н.Л.

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2019.

2-671/2019 (2-8688/2018;) ~ М-8986/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грошев Владимир Александрович
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное)
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
17.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018Передача материалов судье
17.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019Судебное заседание
18.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.03.2019Дело оформлено
08.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее