Судья Пудова Е.В. Дело № 12-43/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ярославль 01 марта 2022 года
Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Ратехина В.А., при секретаре Сизоненко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Северный поток» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района от 17.12.2021 г. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Северный поток», адрес места нахождения: г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 9/1, оф. 15, ИНН №, КПП №, ОГРН №,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района г. Ярославля от 17.12.2021 г. ООО «Северный поток» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
ООО «Северный поток» обратилось в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района г. Ярославля от 17.12.2021 г., просило постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, поскольку при совершении административного правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании представитель ООО «Северный поток» Земсков Д.Е., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Помощник прокурора Заволжского района г. Ярославля Турунтаева Л.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК.РФ).
В силу ст. ст. 432, 766 ГК РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
В соответствии с ч.ч. 1,2,7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена ответственность исполнителя контракта за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проведена проверка реализации ООО «Северный поток» мероприятий приоритетного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В ходе проверки установлено, что между МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» и ООО «Северный поток» 01.06.2021г. заключен муниципальный контракт № 26-ЭА-21 на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля: пр. Авиаторов от ул. Тверицкая наб. до ул. Дачная; ул. Стопани от Свозного до д. № 45; ул. Красноборская от ул. Авиаторов до ул. С. Орджоникидзе; ул. Борки от ул. Шевелюха в районе ул. Старое Долматово. Согласно пункту 6.1 контракта срок выполнения работ с даты заключения контракта - в течение 110 календарных дней, т.е. до 19.09.2021 г. включительно, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением к контракту. Графиком выполнения работ предусмотрены виды работ, их продолжительность, даты начала и окончания. При проведении работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог срок проведения работ по восстановлению и закреплению трассы -10 дней с первого по десятый; проведение подготовительных работ 23 дня с 7 по 30 день, ремонт проезжей части с 35 по 90 день, искусственные сооружения с 80 по 110 день; обстановка и обустройство с 90 по 110 день.
В нарушение положений п. 1.2, 9.1.1 контракта от 01.06.2021г., ч. 3 ст. 307 ГК РФ, ст.ст. 309-314 ГК РФ, ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, ООО «Северный поток» в установленный контрактом срок в течение 110 календарных дней с даты заключения контракта, т.е. до 19.09.2021г. включительно работы по капитальному ремонту автомобильных дорог не выполнены. По состоянию на 14.10.2021г. по автомобильной дороге пр. Авиаторов от ул. Тверицкая наб. до ул. Дачная не выполнены работы по обустройству искусственных сооружений (ремонт водопропускной трубы р. Урочь), обустройство дорожного пути (дорожная разметка, дорожные знаки, искусственные неровности, остановочные комплексы. Ул. Стопани от Сквозного до д. № 45 не выполнены работы по ремонту проезжей части - 65%. Не выполнены искусственные сооружения (4 водопропускных трубы), обустройство дорожного пути (дорожная разметка, дорожные знаки, искусственные неровности). Ул. Красноборская от ул. Авиаторов до ул. С.Орджоникидзе: на объекте не выполнены работы по ремонту проезжей части (асфальтовое покрытие на 50%), обустройству дороги (дорожная разметка, дорожные знаки, искусственные неровности, остановочные комплексы, пешеходные ограждения, тротуары). То есть в отношении автомобильных дорог не выполнен значительный объем работ по ремонту проезжей части, устройству искусственных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, включая технические средства организации дорожного движения, и подрядчиком нарушены как промежуточные сроки выполнения работ в рамках заключенного контракта, так и окончательный срок выполнения работ, что влечет причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Просрочка исполнения обязательств по контракту составила 25 дней. Цена контракта составляет 127 845 921,60 руб. На 11.10.2021г. не исполнено обязательств на сумму 75 382 707,02 руб. Нарушение сроков реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» влечет существенный вред, который заключается в не достижении основных целей социально-значимого национального проекта по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, обеспечению в регионе качественной и надежной транспортной инфраструктуры, приведению дорог в безопасное для движения состояние в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, по профилактике риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду, нормальные условия проживания, прав участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Мировым судьей правонарушение, совершенное ООО «Северный поток», правильно квалифицировано по ч.7 ст. 7.32 КоАП РФ как бездействие, повлекшее неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, исследованными мировым судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии сведений об извещении ООО «Северный поток» о дне, времени и месте составления протокола об административном правонарушении основан на неверном толковании норм права.
Согласно ч. 1 с. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении).
При этом, согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется в случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором.
Таким образом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении приравнивается по значимости к протоколу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, а равно постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что ООО «Северный поток» было уведомлено о вызове в прокуратуру Заволжского района г. Ярославля для дачи объяснений и возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 12).
Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения подлежит отклонению.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, может выражаться не только в материальном ущербе, но и нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
Определяющим для квалификации административного правонарушения по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего.
Как установлено судом, неисполнение обществом обязательств, предусмотренных контрактом, привело к недостижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед исполнителем (подрядчиком), которые в данном случае определены социальной значимостью объекта, связаны с реализацией публично-значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества в области безопасности дорожного движения.
При этом ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ закрепляет административную ответственность не за неисполнение государственного или муниципального контракта, как оно понимается гражданским законодательством (и влечет гражданско-правовую ответственность), а за такие действия (бездействие) названных субъектов, которые повлекли неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, то есть когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями и это причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Под такими действиями (бездействием) следует понимать не только неисполнение государственного или муниципального контракта (в собственном (прямом) смысле), но и нарушение сроков его исполнения, когда результат поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренный контрактом, не был своевременно получен.
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2. муниципального контракта № 26-ЭА-21 от 01.06.2021 г. подрядчик взял на себя обязательство в установленные контрактом сроки выполнить работы по ремонту автомобильных дорог.
Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, определение размера административного штрафа исходя из величины, кратной стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, согласуется с п. 11 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ и обусловлено необходимостью достичь цели административного наказания, состоящей согласно ст.ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Такое правовое регулирование обеспечивает выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1) и позволяет лицу, заключившему контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, предвидеть административно-правовые последствия неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом (Определение от 28 мая 2020 года N 1123-О).
Назначенное ООО «Северный поток» наказание определено в пределах санкции ч. 7 ст.7.32 КоАП РФ и не является максимальным. Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При таком положении, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ярославля от 17.12.2021 г. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Северный поток», оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северный поток» - без удовлетворения.
Судья В.А. Ратехина