РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 31 января 2013г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе судьи Иноземцевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Мироновой Н.С.,
при секретаре Злоказовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Бронникову А.И. о защите окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Красноярска обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие ИП Бронникова А.И. по не произведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 – 1, 2 и 3 квартал 2012г. незаконным, обязании ИП Бронникова А.И. произвести расчет платы за негативное воздействие и представить его в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что ИП Бронников А.И. в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду выразившееся в том, что предприятием осуществляется выброс в атмосферу вредных веществ от эксплуатации передвижных источников (автобусов) по адресу: <адрес>. ИП Бронников А.И. зарегистрированное в установленном порядке в ИФНС №, осуществляет деятельность по пассажирским перевозкам. В нарушение требований законодательства не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 - 1, 2 и 3 квартал 2012г., вследствие чего ответчик имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, что объективно подтверждается информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее своих требований относительно предмета исковых требований представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине о рассмотрении дела уведомлены в соответствии с нормами ГПК РФ, представитель по доверенности Б.Л.М. просил рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования поддержали, дополнительно представили информацию, что ИП Бронников А.И. не состоит на их учете в базе данных плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представило в Управление расчеты платы.
Ответчик ИП Бронников А.И. в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине о рассмотрении дела уведомлены в соответствии с нормами ГПК РФ, направил своего представителя.
Представитель ответчика ИП Бронникова А.И. – Чернозубов Р.И. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав следующее. Ст.196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который должен исчисляться отдельно по каждому просроченному платежу, который должен оплачиваться ежеквартально. Таким образом не подлежат удовлетворению требования о взыскания платежей в период до ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, исковые требования не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, подсудны Арбитражному суду. Прокурорская проверка была проведена в нарушение закона.
Дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц в соответствии со ст. 167 УПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим ФЗ, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от ДД.ММ.ГГГГ №, плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории РФ.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Расчет платы заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также размещение отходов производства и потребления.
На сегодняшний день порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 51 БК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №145-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Контроль, в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляет Росприроднадзор.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 БК РФ, указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - по 40%. Соответственно непоступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.
Согласно представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, установлено, что согласно лицензии АСС-24-032348 от ДД.ММ.ГГГГ одним из видов деятельности ответчика индивидуального предпринимателя Бронникова А.И. (зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС ДД.ММ.ГГГГ №) являются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, из чего следует, что деятельность ответчика связана с воздействием его хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в виде вредных выбросов в атмосферу и т.д., от использующихся транспортных средств, последствия данной деятельности приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В настоящее время ИП Бронников А.И. использует, по данным на ДД.ММ.ГГГГ семнадцать транспортных средств для лицензированного вида деятельности, при этом осуществляется выброс в атмосферу вредных веществ от эксплуатации передвижных источников (автобусов) дислоцирующихся по адресу: <адрес>, осуществляя деятельность на территории Красноярского края в частности.
Ответчик осуществляет свою деятельность, но по сообщениям Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю ИП Бронников А.И. не состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю в базе «Экологические платежи природопользователей Красноярского края», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представляет в Управление расчеты платы, и соответственно не платит налоги за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность на ответчика ИП Бронников А.И. по произведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена действующим законодательством в области охраны окружающей среды, а именно, ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающий, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Таким образом, суд считает установленным, что ИП Бронников А.И. своим бездействием нарушил действующее законодательство в части не произведения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2005г. по 3 квартал 2012г. включительно, вследствие чего ответчик имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Статьей 199 ГК РФ установлено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Прокурор обоснованно заявил исковые требования в соответствии с его полномочиями предусмотренными ФЗ «О прокуратуре» и ГПК РФ к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо ответчику рассчитать за период трех лет, а именно с ноября, т.е. четвертого квартала 2009г. и представить его в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ИП Бронниковым А.И. расчета такой платы и его представления в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, своим бездействием, выразившимся в том, что ИП Бронников А.И., не произвел расчет платы, нарушены интересы РФ, Красноярского края, муниципального образования г. Красноярск, которые заключаются в том, что бюджеты РФ, Красноярского края, муниципального образования г. Красноярск недополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, РФ, Красноярский край, муниципальное образование г. Красноярск не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательное внесение данной платы.
На основании изложенного требования прокурора Ленинского района г.Красноярска подлежат частичному удовлетворению, в части признания бездействия ИП Бронникова А.И. по не произведению расчета платы за негативное воздействие за период со ДД.ММ.ГГГГ по 3 квартал 2012г. включительно незаконным и обязания его произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и представить его в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Согласно положениям ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Стороной ответчика не представлено доказательств опровергающие исковые требования прокурора, в частности что не оказывает негативного воздействия, либо что произвел расчеты и оплачивает необходимые платежи в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом приведенной нормы, характера спорных правоотношений в сфере негативного воздействия на окружающую среду, суд считает возможным применить запрашиваемый прокурором срок исполнения решения суда, а именно обязать ответчика исполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить его в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые прокурора Ленинского района г.Красноярска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Бронникову А.И. о защите окружающей среды – удовлетворить частично.
Признать бездействие ИП Бронникова А.И. по не произведению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за период со ДД.ММ.ГГГГ по 3 квартал 2012г. включительно незаконным.
Обязать ИП Бронникова А.И. произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и представить его в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.
Судья Е.А. Иноземцева