РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерациигород Петрозаводск 05 февраля 2018 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре Лантух А.В.,
с участием прокурора Ивановой О.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кепель Л. А. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кепель Л.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что является льготным получателем противосудорожных препаратов по причине заболевания <данные изъяты>, в том числе лекарственного препарата «<данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года вследствие бездействия должностных лиц Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Минздравсоцразвития РК, Министерство) была данным препаратом не обеспечена, вследствие чего ухудшилось состояние ее здоровья, количество и длительность приступов <данные изъяты>, ухудшилась работоспособность, ей причиняются физические и нравственные страдания. На основании изложенного просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУП РК «Карелфарм», ГБУЗ РК «Пряжинская центральная районная больница», ГБУЗ РК «Республиканский психоневрологический диспансер» (далее ГБУЗ «РПНД»).
В судебном заседании истец и ее представитель Толмачев Г.Я. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Каверина О.Г. иск не признала, представила письменный отзыв, поддержала изложенные в нем доводы в судебном заседании.
Представители третьих лиц ГУП РК «Карелфарм» Кузнецов М.А. и ГБУЗ РК «РПНД» Долгов Ю.В. полагали иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо ГБУЗ РК «Пряжинская центральная районная больница» представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, медицинскую документацию в отношении истца, приходит к следующему.
В судебном заседании на основании пояснений сторон, медицинской документации в отношении истца установлено, что Кепель Л.А. является инвалидом <данные изъяты> в связи с заболеванием <данные изъяты>, проходит лечение по месту жительства в ГБУЗ РК «<адрес> центральная районная больница».
В связи с данными при консультативном обследовании истца врачом-<данные изъяты> <данные изъяты> центра ГБУЗ «Республиканская больница им. ФИО1» рекомендациями истцу врачебной комиссией ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> терапии добавлен препарат <данные изъяты> (международное непатентованное наименование) в дозировке <данные изъяты> мг <данные изъяты> таб 2 раза в сутки, в дальнейшем, в том числе в спорный период ДД.ММ.ГГГГ года, врачебной комиссией ГБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» подтверждалось назначение данного лекарственного препарата истцу. С указанного периода лечащим врачом выписывались рецепты на получение указанного препарата. «<данные изъяты>», указанная в иске, является одним из торговых наименований препарата <данные изъяты>.
Согласно ст.6.1 Федерального закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
П.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Ч.2 данной статьи установлено, что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Препарат <данные изъяты> в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р, действовавший в спорный период 2017 года, не вошел, в связи с чем обеспечение им истца осуществлялось, согласно пояснениям стороны ответчика, в рамках ведомственной целевой программы «Предупреждение инвалидизации населения Республики Карелия» на 2016-2018 годы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РК от 24.12.2015 № 250 (далее – ВЦП).
К мероприятиям ВЦП отнесено лекарственное обеспечение граждан, страдающими заболеваниями, включенными в ВЦП (включая <данные изъяты>).
Согласно п.4 Порядка реализации ВЦП, являющемуся приложением к приказу Минздравсоцразвития РК от 09.06.2015 № 1078 «О реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Предупреждение инвалидизации населения Республики Карелия» в части лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» (далее – Порядок), формирование заявок на лекарственные препараты в разрезе подпрограмм ВЦП осуществляется ежегодно исходя из численности граждан, сведения о которых внесены в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан. Применительно к подпрограмме «<данные изъяты>» главным внештатным специалистом Минздравсоцразвития РК, каковым является ГБУЗ «РПНД», осуществляется определение потребности в лекарственных препаратах на основании заявок медицинских организаций, подведомственных Минздравсоцразвития РК. Оформленные в установленном порядке заявки на лекарственные препараты предоставляются в отдел организации лекарственного обеспечения Министерства.
ГБУЗ «РПНД» также определен в Порядке как медицинская организация, уполномоченная Министерством для проведения закупок лекарственных препаратов для лечения <данные изъяты> (п.5.1).
В соответствии с п.10, 11 Порядка распределение приобретенных лекарственных препаратов осуществляется Министерством в разрезе медицинских организаций на основании разнарядок, составленных главными внештатными специалистами, поставка лекарственных препаратов в аптечные организации осуществляется уполномоченной фармацевтической организацией, с которой заключен соответствующий государственный контракт.
Такой уполномоченной фармацевтической организацией в 2017 году являлся ГУП РК «Карелфарм» на основании заключенного с Министерством государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Перечню аптечных организаций, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РК № от ДД.ММ.ГГГГ, отпуск лекарственных препаратов в рамках ВЦП по рецептам ГБУЗ РК «<адрес> ЦРБ» осуществляется через аптечный пункт <данные изъяты> ГУП РК «Карелфарм».
В рамках установленной Порядком процедуры ГБУЗ «<адрес> ЦРБ» был направлен в адрес Министерства реестр сведений о потребности в лекарственных препаратах по разделу «<данные изъяты>» <данные изъяты> на 2017 год, куда под № включена Кепель Л.А., указана ее потребность в <данные изъяты>, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, <данные изъяты> №, прием <данные изъяты> мг х <данные изъяты> раза в день, <данные изъяты> упаковка в месяц, <данные изъяты> упаковок в год.
Из пояснений стороны ответчика следует, что указанный реестр принят в полном объеме, какие-либо количественные изменения в плане потребности истца в лекарственном препарате при формировании сводной заявки по Республике Карелия не вносились.
Из представленных в материалы дела разнарядок на распределение лекарственных препаратов, реестра рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства, оборотно-сальдовым ведомостям по лекарственным средствам, следует, что в 2017 году Кепель Л.А. при указанной выше годовой нуждаемости в <данные изъяты> упаковок по <данные изъяты> таблеток дозировкой <данные изъяты> г. и месячной нуждаемости <данные изъяты> упаковка был получен препарат леветирацетам только ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> упаковки, <данные изъяты> г №, ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> упаковка, <данные изъяты> мг № (менее требуемой дозировки – соответствует <данные изъяты> упаковки <данные изъяты> г №), ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> упаковок, <данные изъяты> мг № (менее требуемой дозировки – соответствует <данные изъяты> упаковкам <данные изъяты> г №).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец не была должным образом, в необходимых объемах и с необходимой периодичностью обеспечена лекарственным препаратом леветирацетам, что свидетельствует о нарушении ее прав на лекарственное обеспечение, как лица, страдающего эпилепсией.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам.
В результате необеспечения истца указанными выше лекарственными средствами, необходимость в регулярном приеме которых с целью противосудорожной терапии имеющегося у нее заболевания подтверждена материалами дела, ответчиком было нарушено предусмотренное статьей 41 Конституции РФ право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь. В исковом заявлении и в судебном заседании истец пояснила, что в связи с непредставлением ей в установленном порядке и в установленные сроки выписанного лекарственного средства ей были причинены физические и нравственные страдания, она ощущала ухудшение состояние здоровья, потерю аппетита, снижение работоспособности, оснований сомневаться в указанных пояснениях у суда не имеется, в записях в амбулаторной карте истца также имеются записи о наличии у нее жалоб на скованность, головную боль, <данные изъяты> приступ в апреле.
Ссылки ответчика, третьих лиц на отсутствие отраженных в медицинской карте истца изменений состояния его здоровья в период необеспечения лекарственным препаратом не является основанием для вывода о том, что истцу как физические, так и нравственные страдания не причинены, поскольку суд полагает, что само по себе необеспечение истца объективно требуемым по медицинскому назначению для прохождения курса лечения лекарственным препаратом негативно сказывается на состоянии ее здоровья, является достаточным для вывода о том, что имеются основания для применения ст.151 Гражданского кодекса РФ и взыскания с ответчика, как орган исполнительной власти, ответственный за организацию надлежащего обеспечения истца лекарственными препаратами в рамках утвержденной им ВЦП, компенсации причиненного истцу морального вреда.
Статья 1101 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом требований разумности и справедливости, с учетом причиненных истцу нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред (в том числе длительности нарушения прав истца) и индивидуальных особенностей истца, учитывая степень вины ответчика, суд считает, что исковые требования Кепель Л.А. в части компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 20000 рублей, заявленную истцом к взысканию сумму 300000 рублей суд находит завышенной, не отвечающей требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кепель Л. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Кепель Л. А. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 28.03.2018,
Последний день обжалования 28.04.2018.