Дело № 2-3102/2019 11 ноября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Котельниковой А. М. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», начальнику Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Дулеповой О. В., Управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании решения от 06 декабря 2018 года № <№>, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске,
установил:
Котельникова А. М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», начальнику Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Дулеповой О. В., Управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным решения от 06 декабря 2018 года № <№>, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске. В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО1 умерла <Дата>, отец ФИО2 решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 01 июля 2014 года лишён в отношении неё родительских прав. Она обучается по очной форме обучения в <***>, проживает в общежитии по адресу: .... С письменным заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске, она обратилась в Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск». Решением начальника Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Дулеповой О. В. от 06 декабря 2018 года № <№> в удовлетворении её заявления было отказано. Полагала, что указанный отказ является незаконным, поскольку она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя либо собственником жилого помещения. Ранее ей, как сироте, жилое помещение не предоставлялось.
В судебном заседании истец, ответчик начальник Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Дулепова О. В., представитель ответчика Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск», представители третьих лиц министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, отдела опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Коряжма», третьи лица Головина К. Д., Головин М. К. участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель истца Некрасова И. Н. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Такшеева С. А. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что в соответствии с Законом Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» истец должна быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями, на территории того муниципального образования, где у неё имеется место жительства. Считала, что на территории муниципального образования «Город Архангельск» истец места жительства не имеет, а потому она вправе получить жилое помещение на территории муниципального образования «Город Коряжма», то есть по месту регистрации.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца Некрасовой И. Н., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Такшеевой С. А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 27 Конвенции о правах ребёнка закреплено право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В пункте 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании пункта 3 статьи 8 Закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
На территории Архангельской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Закон № 591-36-ОЗ).
В статье 11 Закона № 591-36-ОЗ определено, что право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным;
лица, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона № 591-36-ОЗ лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец Котельникова А. М., <Дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО1 умерла <Дата>. Её отец ФИО2 лишён родительских прав в отношении истца на основании решения Соломбальского районного суда города Архангельска от <Дата>.
Котельникова А. М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....
Сособственниками данного жилого помещения в настоящее время на основании договора мены от 01 февраля 1996 года являются Головина К. Д. (бабушка истца), её супруг Головин М. К., её дочь ФИО3.
Головина К. Д. ранее являлась попечителем истца на основании постановления главы муниципального образования «Город Коряжма» от 05 августа 2014 года № <№>.
С 01 сентября 2017 года истец Котельникова А. М. является студентом очной формы обучения, обучается за счёт средств федерального бюджета в <***>.
На основании договора найма жилого помещения в студенческом общежитии от 01 сентября 2017 года истец Котельникова А. М. с указанной даты проживает в студенческом общежитии, расположенном по адресу: ..., она имеет регистрацию по месту пребывания по указанному адресу.
Котельникова А. М. обратилась в Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» с письменным заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске.
Как следует из письма начальника Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 06 декабря 2018 года № <№>, в удовлетворении заявления истцу было отказано, рекомендовано обратиться с заявлением в Администрацию муниципального образования «Город Коряжма» по месту нахождения закреплённого за истцом жилого помещения.
Оспаривая право истца на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске, представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в судебном заседании ссылалась на наличие у истца регистрации по месту жительства в городе Коряжма Архангельской области и отсутствие у неё места жительства в городе Архангельске.
Между тем, как установлено судом, истец с сентября 2017 года постоянно проживает в г. Архангельске, где находится образовательное учреждение, в котором она обучается.
Длительный период времени в городе Коряжма Архангельской области истец не проживает, и то жилое помещение, в котором у неё сохраняется регистрация по месту жительства, ей не принадлежит.
Согласно ответу отдела опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Коряжма» от 03 апреля 2019 года с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Коряжма» истец Котельникова А. М. не обращалась.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в статье 45 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Таким образом, поскольку местом жительства истца с сентября 2017 года и по настоящее время является город Архангельск, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должно быть предоставлено Администрацией муниципального образования «Город Архангельск», на территории которого находится место жительства истца.
Следовательно, исковые требования Котельниковой А. М. о признании незаконным решения от 06 декабря 2018 года № <№>, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске, подлежат удовлетворению.
Определяя надлежащего ответчика по заявленным требованиям, суд исходит из того, что осуществление ведения учётных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном Законом № 591-36-ОЗ, возложено на Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск», что следует из пункта 2.2.3 Положения об управлении по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии города Архангельска, утверждённого постановлением мэра города Архангельска от 12 февраля 2014 года № 108.
Таким образом, именно Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, а потому в удовлетворении иска к другим ответчикам следует отказать.
Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с того ответчика, требования к которому удовлетворены.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Котельниковой А. М. к Управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании решения от 06 декабря 2018 года № <№>, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об отказе включить Котельникову Александру Михайловну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске, выраженное в письме от 06 декабря 2018 года № <№>.
Обязать Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» включить Котельникову А. М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Архангельск».
В иске Котельниковой А. М. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», начальнику Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Дулеповой О. В. отказать.
Взыскать с Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Котельниковой А. М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов