Дело №2а-4043/2021
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД № 36RS0004-01-2021-004639-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.10.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Хостинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю Линниковой Н.О., Адлеровскому отделу г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевской Е.В. о признании незаконным решения от 11.05.2021 г. №КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе удовлетворении заявления от 22.01.2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
Берг О.В., Берг Д.О. и Комарова С.В. обратились в суд с административным иском к управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинскому отделу управления Росреестра по Краснодарскому краю, должностному лицу Линниковой Н.О. о признании незаконным решение от 11.05.2021г. № КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе удовлетворении заявления от 22.01.2021 г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и обязании административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов и восстановить данные права, свободы и законные интересы.
В обосновании заявленных требований административные истцы указывают, что на их обращение с заявлением от 22.01.2021г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, административные ответчики ответили вначале уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 09.02.2021г. № КУВД-001/2021-2313462/1, а затем уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 11.05.2021г. №КУВД-001/2021-2313462/4.
В качестве оснований приостановления и отказа административные ответчики указали:
«В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные или создаваемые на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс осуществляются на основании заявлений собственников земельного участка, либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве. Кроме того в случае, если технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, она должна быть составлено и заверена правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация, составлена и заверена правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
В нарушение установленных требований с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и декларация об объекте недвижимости, на основании которой подготовлен представленный технический план и которая включена в состав Приложения технического плана заполнены гр. Комаровой Светланой Валериевной, при этом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, срок договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № истек 05.05.2021 года».
В целях исправления замечаний ответчиков, представитель административных истцов позвонил в Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю и получил устный ответ о том, что в оспариваемом отказе приведены не все основания и что другие основания отказа будут указаны в ответе на очередное заявление.
Как указывают административные истцы, оспариваемый отказ нарушает их право на удовлетворение поданного ими заявления в установленном законном порядке, на пользование земельным участком и на выкуп земельного участка с прекращением обязанности по уплате арендной платы, на исполнение договора об оказании услуг от 21.03.2011г. №Семашко.16.1.
В связи с этим, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконным решение административных ответчиков от 11.05.2021 г. №КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе удовлетворении заявления от 22.01.2021г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, восстановить данные права, свободы и законные интересы.
Определением суда от 30.08.2021 года, от 28.09.2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Адлеровский отдел г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственный регистратор Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевская Е.В.
Административные истцы Берг О.В., Берг Д.О. и Комарова С.В., административные ответчики Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственный регистратор Хостинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю Линникова Н.О., Адлеровский отдел г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственный регистратор Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевская Е.В., в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В силу частей 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 29.06.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 21.03.2011 года между ООО «Земельный центр» и Комаровой С.В. заключен договор от 21.03.2011г. №СЕМАШКО.16.1 об оказании услуг по выполнению действий, необходимых для приобретения права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и переоформления этого права на заказчика (ООО «Земельный центр») (л.д.19).
04.05.2011г. между муниципальном образованием город – курорт Сочи (Арендодатель) и Комаровой Светланой Валериевной (Арендатор) заключен договор аренды №4900006687 земельного участка, согласно кадастровому паспорту площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона малоэтажной застройки коттеджного и блокированного типа до 4 этажей), в соответствии с ПЗиЗ, в экономико-планировочной зоне Д-1, категория земель земли населенных пунктов, со сроком действия договора – до 05 мая 2021 года (л.д.16-18).
Между административными истцами заключен договор о совместной деятельности от 01.09.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, вкладом товарища 1 (Комаровой С.В.) является право аренды земельных участков, в том числе, земельного участка, площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13).
22.01.2021г. административным истцом Комаровой С.В. подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (л.д.11).
09.02.2021 г. заявитель Комарова С.В. уведомлена о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о продлении срока договора аренды на земельный участок с кадастровым номером №. Кроме того, ответчиком указано, что в случае, если технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, она должна быть составлена и заверена правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация, составлена и заверена правообладателем земельного участка, на котором находиться такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
15.03.2021 г. заявитель Комарова С.В. уведомлена о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
11.05.2021 г. уведомлением №КУВД-001/2021-2313462/4 за подписью государственного регистратора Адлеровского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю Могилевской Е.В. в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 09.02.2021 года и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, Комаровой С.В. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, по следующим основаниям: в виду того, что в нарушение установленных требований заявление о постановке на государственный кадастровый учет и декларация об объекте недвижимости, на основании которой подготовлен представленный технический план и которая включена в состав Приложения технического плана, заполнены гр. Комаровой С.В., при этом, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, срок договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № истек 05.05.2021 г. (л.д.12).
Изучив указанные основания отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, указанные в уведомлении от 11.05.2021 года №КУВД-001/2021-2313462/4, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Технический план состоит из графической и текстовой частей (ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно п. 19 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости - выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке. Если объект недвижимости расположен на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.
Исходя из представленных на государственную регистрацию документов, суд приходит к выводу, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на недвижимое имущество в данном случае осуществляется не в соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона №218-ФЗ, как указывают административные истцы, а регулируется положениями статьи 70 данного закона.
Так, согласно ч.12 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя (истек срок действия договора аренды) на момент подачи заявления, то при подаче соответствующего заявления о государственном кадастре и государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявителю необходимо было предоставить актуальный правоустанавливающий документ для проведения регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 указанного Закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: сведениям, содержащимся в ЕГРН и предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (часть 13 названной статьи).
Как следует из материалов дела, договор аренды спорного земельного участка продлен соглашением сторон от 04.09.2020 г. на срок до 05 мая 2024 года, однако государственная регистрация такого договора была произведена лишь 05.07.2021 г., то есть уже после вынесения оспариваемого отказа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что как на момент приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав, так и на момент вынесения оспариваемого отказа в государственном кадастровом учете и регистрации, сведений о праве административного истца Комаровой С.В. на земельный участок, на котором построен индивидуальный жилой дом, в ЕГРН не было.
Кроме того, доказательств, подтверждающих предоставление в период срока приостановления по уведомлению от 09.02.2021 года административным истцом Комаровой С.В. государственному регистратору сведений о продлении срока действия договора аренды, суду не представлено.
Согласно п.1 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ вынесен должностным лицом государственного органа в пределах его компетенции, в соответствии с действующим законодательством и по документам, представленным административным истцом Комаровой С.В., имеющимся на момент его вынесения, в связи с чем, является законным и обоснованным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Хостинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю Линниковой Н.О., Адлеровскому отделу г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевской Е.В. о признании незаконным решения от 11.05.2021 г. №КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе в удовлетворении заявления от 22.01.2021 г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, обязании устранить допущенные нарушения и восстановить права, свободы и законные интересы отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.11.2021 года
Дело №2а-4043/2021
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД № 36RS0004-01-2021-004639-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.10.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Хостинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю Линниковой Н.О., Адлеровскому отделу г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевской Е.В. о признании незаконным решения от 11.05.2021 г. №КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе удовлетворении заявления от 22.01.2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
Берг О.В., Берг Д.О. и Комарова С.В. обратились в суд с административным иском к управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинскому отделу управления Росреестра по Краснодарскому краю, должностному лицу Линниковой Н.О. о признании незаконным решение от 11.05.2021г. № КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе удовлетворении заявления от 22.01.2021 г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и обязании административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов и восстановить данные права, свободы и законные интересы.
В обосновании заявленных требований административные истцы указывают, что на их обращение с заявлением от 22.01.2021г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, административные ответчики ответили вначале уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 09.02.2021г. № КУВД-001/2021-2313462/1, а затем уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 11.05.2021г. №КУВД-001/2021-2313462/4.
В качестве оснований приостановления и отказа административные ответчики указали:
«В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные или создаваемые на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс осуществляются на основании заявлений собственников земельного участка, либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве. Кроме того в случае, если технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, она должна быть составлено и заверена правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация, составлена и заверена правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
В нарушение установленных требований с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и декларация об объекте недвижимости, на основании которой подготовлен представленный технический план и которая включена в состав Приложения технического плана заполнены гр. Комаровой Светланой Валериевной, при этом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, срок договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № истек 05.05.2021 года».
В целях исправления замечаний ответчиков, представитель административных истцов позвонил в Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю и получил устный ответ о том, что в оспариваемом отказе приведены не все основания и что другие основания отказа будут указаны в ответе на очередное заявление.
Как указывают административные истцы, оспариваемый отказ нарушает их право на удовлетворение поданного ими заявления в установленном законном порядке, на пользование земельным участком и на выкуп земельного участка с прекращением обязанности по уплате арендной платы, на исполнение договора об оказании услуг от 21.03.2011г. №Семашко.16.1.
В связи с этим, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконным решение административных ответчиков от 11.05.2021 г. №КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе удовлетворении заявления от 22.01.2021г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, восстановить данные права, свободы и законные интересы.
Определением суда от 30.08.2021 года, от 28.09.2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Адлеровский отдел г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственный регистратор Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевская Е.В.
Административные истцы Берг О.В., Берг Д.О. и Комарова С.В., административные ответчики Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственный регистратор Хостинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю Линникова Н.О., Адлеровский отдел г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственный регистратор Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевская Е.В., в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В силу частей 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 29.06.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 21.03.2011 года между ООО «Земельный центр» и Комаровой С.В. заключен договор от 21.03.2011г. №СЕМАШКО.16.1 об оказании услуг по выполнению действий, необходимых для приобретения права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и переоформления этого права на заказчика (ООО «Земельный центр») (л.д.19).
04.05.2011г. между муниципальном образованием город – курорт Сочи (Арендодатель) и Комаровой Светланой Валериевной (Арендатор) заключен договор аренды №4900006687 земельного участка, согласно кадастровому паспорту площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона малоэтажной застройки коттеджного и блокированного типа до 4 этажей), в соответствии с ПЗиЗ, в экономико-планировочной зоне Д-1, категория земель земли населенных пунктов, со сроком действия договора – до 05 мая 2021 года (л.д.16-18).
Между административными истцами заключен договор о совместной деятельности от 01.09.2018 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, вкладом товарища 1 (Комаровой С.В.) является право аренды земельных участков, в том числе, земельного участка, площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13).
22.01.2021г. административным истцом Комаровой С.В. подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (л.д.11).
09.02.2021 г. заявитель Комарова С.В. уведомлена о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о продлении срока договора аренды на земельный участок с кадастровым номером №. Кроме того, ответчиком указано, что в случае, если технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, она должна быть составлена и заверена правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация, составлена и заверена правообладателем земельного участка, на котором находиться такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
15.03.2021 г. заявитель Комарова С.В. уведомлена о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
11.05.2021 г. уведомлением №КУВД-001/2021-2313462/4 за подписью государственного регистратора Адлеровского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю Могилевской Е.В. в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 09.02.2021 года и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, Комаровой С.В. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, по следующим основаниям: в виду того, что в нарушение установленных требований заявление о постановке на государственный кадастровый учет и декларация об объекте недвижимости, на основании которой подготовлен представленный технический план и которая включена в состав Приложения технического плана, заполнены гр. Комаровой С.В., при этом, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, срок договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № истек 05.05.2021 г. (л.д.12).
Изучив указанные основания отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, указанные в уведомлении от 11.05.2021 года №КУВД-001/2021-2313462/4, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Технический план состоит из графической и текстовой частей (ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно п. 19 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости - выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке. Если объект недвижимости расположен на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.
Исходя из представленных на государственную регистрацию документов, суд приходит к выводу, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на недвижимое имущество в данном случае осуществляется не в соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона №218-ФЗ, как указывают административные истцы, а регулируется положениями статьи 70 данного закона.
Так, согласно ч.12 ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя (истек срок действия договора аренды) на момент подачи заявления, то при подаче соответствующего заявления о государственном кадастре и государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявителю необходимо было предоставить актуальный правоустанавливающий документ для проведения регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 указанного Закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: сведениям, содержащимся в ЕГРН и предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (часть 13 названной статьи).
Как следует из материалов дела, договор аренды спорного земельного участка продлен соглашением сторон от 04.09.2020 г. на срок до 05 мая 2024 года, однако государственная регистрация такого договора была произведена лишь 05.07.2021 г., то есть уже после вынесения оспариваемого отказа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что как на момент приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав, так и на момент вынесения оспариваемого отказа в государственном кадастровом учете и регистрации, сведений о праве административного истца Комаровой С.В. на земельный участок, на котором построен индивидуальный жилой дом, в ЕГРН не было.
Кроме того, доказательств, подтверждающих предоставление в период срока приостановления по уведомлению от 09.02.2021 года административным истцом Комаровой С.В. государственному регистратору сведений о продлении срока действия договора аренды, суду не представлено.
Согласно п.1 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ вынесен должностным лицом государственного органа в пределах его компетенции, в соответствии с действующим законодательством и по документам, представленным административным истцом Комаровой С.В., имеющимся на момент его вынесения, в связи с чем, является законным и обоснованным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича, Комаровой Светланы Валериевны к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, Хостинскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Хостинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю Линниковой Н.О., Адлеровскому отделу г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, государственному регистратору Адлеровского отдела г. Сочи Управления Россреестра по Краснодарскому краю Могилевской Е.В. о признании незаконным решения от 11.05.2021 г. №КУВД-001/2021-2313462/4 об отказе в удовлетворении заявления от 22.01.2021 г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, обязании устранить допущенные нарушения и восстановить права, свободы и законные интересы отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.11.2021 года