Дело № 2-545/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ08 июня 2012 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., с участием прокурора Бондарова В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Сосногорской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности по выполнению требований противопожарного законодательства на железнодорожной станции Чуб,
У С Т А Н О В И Л :
Сосногорский транспортный прокурор обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Сосногорской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2013 года в здании железнодорожной станции Чуб: оборудовать автоматические установки пожаротушения, оборудовать систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить на путях эвакуации объемные (самосветящиеся) знаки «Выход» с автономным питанием; возложить обязанность в срок до 1 сентября 2013 года организовать проверку, силами организаций имеющих лицензию на данный вид деятельности, состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания железнодорожной станции Чуб.
Требования мотивированы тем, что Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства на железнодорожной станции Чуб. В ходе проведенной проверки установлено следующее: здание станции принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», а балансодержателем здания станции является Сосногорская дистанция гражданских сооружений структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - НГЧ-8).
В здании железнодорожной станции Чуб расположен зал ожидания пассажиров. Однако здание станции не соответствует требованиям пожарной безопасности.
Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено понятие пожарной безопасности - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
На основании ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ регулирование правоотношений в области пожарной безопасности осуществляется органами государственной власти в обязательных для исполнения нормативных документах.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-03).
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлено, что они обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Вместе с тем, проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых деревянных конструкций кровли здания железнодорожной станции Чуб в установленные сроки не проведена.
На основании п. 3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Частью 1 ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3) предусмотрено, что помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска.
Пунктом 9 таблицы № 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (ППБ 110-03)» (далее - НПБ 110-03)» установлено, что здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
В нарушение вышеуказанных требований здание железнодорожной станции Чуб не оборудовано автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Вопреки требованиям раздела 7 таблицы 2 п. 16 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, здание железнодорожной станции Чуб не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Перечисленные нарушения противопожарного законодательства могут, в случае возникновения пожара, привести к человеческим жертвам, материальному ущербу и негативному воздействию на окружающую среду.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, выявляются Котласским отрядом Ведомственной охраны СП филиала ФПГ «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта на Северной железной дороге» ежегодно, в адрес начальника НГЧ-8 направляются предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в здании железнодорожной станции Чуб. Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил : возложить на ОАО «Российские железные дороги» (в лице Сосногорской дистанции гражданских сооружений СП Северной дирекции инфраструктуры - СП Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД») обязанность в срок до 01.09.2013 года в здании поста электрической централизации (ст.Чуб) расположенного: <адрес обезличен>, имеющий зал ожидания: оборудовать здание поста ЭЦ системой автоматической пожарной сигнализации; оборудовать систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить на путях эвакуации объёмные (самосветящиеся) знаки «Выход» с автономным питанием; а также организовать проверку, силами организаций имеющих лицензию на данный вид деятельности, состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли указанного здания.
Представитель ответчика - Модина Е.А., действующая по доверенности, в суде иск не признала, предоставила отзыв на иск.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно приказа МЧС РФ от 20.06.2003 года №323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) вокзалы должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ( не ниже второго типа).
В силу п.36 приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 « Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
Согласно п.61 приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 « Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах они могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Из материалов дела следует, что с 02.05.2012 года по 12.05.2012 года проведена плановая проверка по контролю противопожарного состояния объектов (постов ЭЦ) на станциях: Чуб, Муська, Тракт, Весляна, Синдор, Крепёжная, Чиньяворык, Юкарка, по результатам проверки в адрес начальника Сосногорской дистанции гражданских сооружений Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» вынесено предписание №5 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проведения проверки выявлены недостатки: здание поста ЭЦ не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не установлены на путях эвакуации объёмные (самосветящиеся) знаки «Выход» с автономным питанием, не произведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания. Из копии объяснения главного инженера НГЧ-8 ГА... следует, что на данный момент недостатки не устранены. На момент рассмотрения дела в суде не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении недостатков.
Принимая во внимание, что в нарушение указанных в заявлении прокурором требований законодательства, на момент проведения проверки здание указанного поста ЭЦ, имеющее зал ожидания пассажиров, принадлежащего ОАО «РЖД», не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не установлены на путях эвакуации объёмные (самосветящиеся) знаки «Выход» с автономным питанием, не произведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли здания, что подтверждается исследованными материалами дела и этим нарушаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, учитывая, что для исполнения требований прокурора необходимо определенное время и финансирование, то при изложенных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения иска.
Расходы по госпошлине следует возложить на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Сосногорской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности по выполнению требований противопожарного законодательства на железнодорожной станции Чуб - удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Сосногорской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.09.2013 года:
- оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,
- оборудовать здание поста ЭЦ системой автоматической пожарной сигнализации,
- установить на путях эвакуации пассажиров объёмные (самосветящиеся) знаки «Выход» с автономным питанием;
- организовать проверку, силами организаций имеющих лицензию на данный вид деятельности, состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли указанного здания.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Сосногорской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Сосногорский городской суд Республики Коми с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2012 года.
Судья: Дудина О.С.