Дело № 2Ка-179/2017
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
10 октября 2017 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Рунец Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Похъяла», Кундозерову Владимиру Степановичу, Петкевич Марине Леоновне, Архипову Виктору Фомичу, Архиповой Татьяне Степановне, Лешковичу Александру Болеславовичу, Врублевской Марине Владиславовне, Кундозеровой Оксане Евгеньевне, Васильевой Вере Николаевне, Костенко Михаилу Николаевичу, Ушкевичу Анатолию Владимировичу, Скиба Ирине Юрьевне, Врублевскому Вячеславу Валерьевичу, Дворак Валентине Федоровне, Врублевскому Валерию Станиславовичу, Архиповой Надежде Тойвовне о ликвидации СКПК «Похъяла»,
установил:
Центральный Банк РФ в лице Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Похъяла» (далее - СКПК «Похъяла», Кооператив), Кундозерову В.С., Петкевич М.Л., Архипову В.Ф., Архиповой Т.С., Лешковичу А.Б., Врублевской М.В., Кундозеровой О. Е., Васильевой В.Н., Костенко М.Н., Ушкевичу А.В., Скиба И.Ю., Врублевскому В.В., Дворак В.Ф., Врублевскому В.С., Архиповой Н.Т. о ликвидации СКПК «Похъяла» и обязании осуществить процедуру ликвидации СКПК «Похъяла» с установлением срока проведения ликвидационных мероприятий.
В обоснование требований указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России. За нарушение части 1 и части 3 настоящей статьи сельскохозяйственный кредитный кооператив подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России. СКПК «Похъяла», юридический адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ. В ходе осуществления надзора за деятельностью сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Северо-Западным ГУ Банка России установлено нарушение СКПК «Похъяла» требований ч. 3 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации, в части представления в Банк России документов, содержащих отчет о своейдеятельности за 2016 год и отчет о персональном составе своих руководящих органов за 2016 год. Направленные в СКПК «Похъяла» предписания от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № с требованием о предоставлении информации через личный кабинет Банка России. В установленные сроки, вынесенные в отношении СКПК «Похъяла» предписания, исполнены не были. Неоднократное непредставление административным ответчиком отчетности и неисполнение предписаний Банка России является грубым нарушением положений Закона о сельскохозяйственной кооперациии является основанием для его ликвидации. Истец просит принять решение о ликвидации СКПК «Похъяла», возложить на его учредителей обязанности по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Похъяла» с установлением шестимесячного срока проведения ликвидационных мероприятий.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по иску в части требований к административным ответчикам Кундозерову В.С., Врублевскому В.В., Дворак В.Ф. прекращено, в связи со смертью административных ответчиков.
Определением от 10.10.2017 года производство по делу в части возложения обязанности по осуществлению процедуры ликвидации Кооператива на Петкевич М.Л., Архипова В.Ф., Архипову Т.С., Врублевскую М.В., Кундозерову О.Е., Ушкевича А.В. Скиба И.Ю., Врублевского В.С., Архипову Н.Т. прекращено, в связи с отказом от иска административного истца.
Административный истец представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени его проведения извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Просил ликвидировать СКПК «Похъяла» адрес (место нахождения): <адрес>, пгт. Калевала, <адрес>А, ИНН №, ОГРН №. Возложить на исполнительного директора и учредителей (участников) кооператива - Юсупову О.М., Лешковича А.Б., Васильеву В.Н., Костенко М.Н. обязанность по осуществлению процедуры ликвидации СКПК «Похъяла» с установлением шестимесячного срока проведения ликвидационных мероприятий.
Административные ответчикив судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Юсупова О.М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против заявленных требований, пояснила, что в связи с маленькой численностью кооператива и небольшими оборотами, в целях экономии, работал один директор, в течение 2016 и до апреля 2017 года существовали проблемы с личным кабинетом и сдачей отчетности, ключом электронно-цифровой подписи. В апреле был заново получен ключ ЭЦП, отремонтирован компьютер и восстановлено программное обеспечение для начала работы в личном кабинете. После получения искового заявления пытались исправить сложившуюся ситуацию, однако административный истец на встречу не пошел. На общем собрании было принято решение о переоформлении уставных документов, внесли изменения в устав, сменив виды деятельности ввиду того, что в течение 2016-2017 годов займы не выдавались, изменили название Кооператива на Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Похъяла». На сегодняшний день Межрайонная инспекция по налогам и сборам зарегистрировала изменения в наименовании, в ОКВЭД, ЕГРЮЛ, Устав в новой редакции. Планируют далее вести деятельность, оказывать услуги нефинансового характера членам кооператива.
Административные ответчики Васильева (Костенко) В.Н., Костенко М.Н., в представленных возражениях не согласились с заявленными требованиями, указав, что не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку вышли из состава его членов, написав соответствующее заявление о выходе из кооператива.
Руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В силу пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации", ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке", Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.
На основании статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в отношении кредитных кооперативов Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 40.3 настоящего Федерального закона
Из материалов дела следует, что СКПК «Похъяла», в нарушение требований Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации", не направил в адрес Банка России документы, содержащие отчет о своей деятельности за 2016 год и отчет о персональном составе своих руководящих органов за 2016 год. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ №№, ДД.ММ.ГГГГ №№, ДД.ММ.ГГГГ №№, ДД.ММ.ГГГГ №№ Банк направил в адрес СКПК «Похъяла» предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в котором предписало в срок 10 рабочих дней с даты получения поручения: представить через личный кабинет на сайте Банка России отчета о персональном составе руководящих органов, отчета о деятельности за полугодие 2016 года, отчета о деятельности за 9 месяцев 2016 года, отчета о деятельности за 2016 год (не позднее 30 календарных дней) в срок 10 рабочих дней с даты их получения; принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, указанных в предписании (л.д.17-22). В установленный срок вынесенные предписания исполнены не были, что подтверждается актом осмотра личного кабинета участника финансового рынка на сайте Банка России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016), Банк вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 18.09.2017 Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Похъяла» зарегистрирован Инспекцией ФНС по г. Петрозаводску 17.07.2006, учредителями данного Кооператива являются Лешкович А.Б., Васильева В.Н., Костенко М.Н., Врублевский В.В., Дворак В.Ф., Кундозеров В.С., лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является исполнительный директор Юсупова Ольга Михайловна. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственном реестре юридических лиц внесены изменения, в частности сведения о юридическом лице - Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Похъяла» (далее СПК «Похъяла»), ИНН 1017001879, ОГРН 1061002017779, в связи с принятием Устава юридического лица в новой редакции, основным видом деятельности которого является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с положениями пункта "д" части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Анализируя представленные сторонами доказательства и фактические действия административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что нарушения в деятельности Кооператива в основном носят устранимый характер, и Кооператив предпринимал необходимые и возможные меры для исправления существующих нарушений.
Из пояснений исполнительного директора Юсуповой О.М. следует, что признаваемые Кооперативом нарушения имелись в связи с проблемами личного кабинета и сдачей отчетности, ключом электронно-цифровой подписи. В настоящее время на общем собрании Кооператива было принято решение о переоформлении уставных документов, ввиду того, что займы в течение 2016-2017 годов не выдавались, кредитная деятельность из Устава Кооператива была исключена. В настоящее время Кооператив осуществляет свою деятельность, что следует из Устава кооператива в новой редакции и протокола общего собрания участников и намерена ее продолжать в дальнейшем.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении Кооператива исключительную меру - ликвидацию юридического лица, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона, ввиду того, что характер выявленных нарушений, не может являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.
Учитывая, что созданиеСельскохозяйственного потребительского кооператива «Похъяла»обусловлено целям и задачам Кооператива, которые состоят в удовлетворении материальных и иных потребностей членов Кооператива, решение социальных проблем сельских жителей, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
С учетом изложенного, суд оставляет заявленные исковые требования о ликвидации Кооператива без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 262 - 265 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Центрального Банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации о ликвидации Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Похъяла» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 177 КАС РФ
изготовлено 13.10.2017 года.