Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-15/2018 (2-825/2017;) ~ М-827/2017 от 16.11.2017

Дело № 2-15/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года

г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

с участием прокурора Бараевой С.Н.,

при секретаре Дементьевой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Медвежьегорского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Прокурор Медвежьегорского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации Медвежьегорского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по тем основаниям, что прокуратурой Медвежьегорского района в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами и потребления на территории Медвежьегорского района в городе Медвежьегорске на <адрес> выявлена несанкционированная свалка мусора, образовавшаяся ввиду ненадлежащего исполнения Администрацией Медвежьегорского городского поселения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов. С учетом полномочий Республики Карелия как субъекта Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 №216-П, в качестве второго ответчика прокурор указывает Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. В целях защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду прокурор Медвежьегорского района просит обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения на <адрес>, координаты широта долгота , в течение 5 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Заявленные требования прокурор изменил (уточнил), окончательно просил обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО «Управляющая компания «Лотос» ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения, на <адрес>, координаты: широта долгота , в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении с учетом заявления об изменении исковых требований.

Ответчик Администрация Медвежьегорского городского поселения о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила. Ранее представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, полагал, что Администрация Медвежьегорского городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком указал Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лотос» как юридическое лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лотос» (далее – ООО «УК «Лотос»), привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, иск не признал, полагал, что ООО «УК «Лотос» не является надлежащим ответчиком по делу по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просил удовлетворить заявленные требования к Администрации Медвежьегорского городского поселения и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство) о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, Министерством представлен письменный отзыв, в котором мотивированно сообщает, что в обязанность органов государственной власти не входят работы по непосредственной очистке муниципальных территорий от загрязнений; просит учесть, что предметом иска прокурора является не возложение на Министерство обязанности организовать сбор и утилизацию коммунальных отходов в соответствии с действующими полномочиями и в установленном законодательством порядке, а ликвидация конкретной несанкционированной свалки, что не является полномочием Министерства. Полагает, что обязанность, полномочия и возможность осуществить ликвидацию несанкционированной свалки имеется у Администрации Медвежьегорского городского поселения. В удовлетворении исковых требований к Министерству просит отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, полагает исковые требования, заявленные прокурором Медвежьегорского района, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу положений статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 №2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, отнесена, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.В соответствии с Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 №216-П, таким уполномоченным органом является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в соответствии с подпунктом 107 пункта 10 указанного Положения Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», уставом Медвежьегорского городского поселения Медвежьегорское городское поселение обладает статусом городского поселения, в его состав входит, в том числе город Медвежьегорск.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения пунктом 19 части 1 статьи 9 Устава Медвежьегорского городского поселения. В силу статьи 32 Устава Медвежьегорского городского поселения решать вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Медвежьегорского городского поселения уполномочена Администрация Медвежьегорского городского поселения.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, в силу требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» несут обязанности в отношении общего имущества многоквартирного дома, в состав которого, в том числе включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, при этом в состав услуг и работ, выполняемых собственниками помещений с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом, не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества; указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Несанкционированная свалка на территории Медвежьегорского городского поселения в городе Медвежьегорск на ул.Северная, недалеко от дома №32, координаты широта 620 55.372` долгота Е 034026.821`, выявлена прокуратурой ФИО2 <адрес> в августе 2017 года.

Земельный участок, на котором располагается многоквартирный <адрес>, не сформирован, в отношении него государственный кадастровый учет не проведен, документы кадастрового учета отсутствуют.

Таким образом, земля под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, находится в собственности Медвежьегорского городского поселения.

В данных технического паспорта на жилой дом и земельный участок <адрес> в числе служебных строений и сооружений на участке сведения о выгребной и (или) помойной яме отсутствуют.

Акт обследования прилегающей территории к жилому дому №<адрес>, составленный 14.12.2017 с участием представителей прокуратуры Республики Карелия и Администрации Медвежьегорского городского поселения, основанный на визуальном осмотре территории и устной информации двух жителей дома, суд оценивает критически и не признает надлежащим доказательством существования организованного в установленном порядке места хранения отходов, полагает, что данный акт подтверждает лишь наличие мусора, состоящего из твердых бытовых отходов, на указанной территории.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт того, что выявленная прокурором несанкционированная свалка является неочищенной выгребной и (или) помойной ямой <адрес> либо частично совпадает с границами указанных выгребных и (или) помойных ям, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашел.

Суд принимает во внимание, что Главой Медвежьегорского городского поселения в 2016 году совместно с заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах согласован утвержденный ООО «УК «Лотос» План выполнения работ по очистке помойных ям «ООО «УК «Лотос» на 2016 – 2017 годы, однако не расценивает его основанием для освобождения Администрации Медвежьегорского городского поселения от ликвидации несанкционированной свалки.

Доказательств, опровергающих факт ненадлежащего исполнения Администрацией Медвежьегорского городского поселения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории, широта и долгота которой указаны выше, суду не представлено.

Суд приходит к выводу что наличие свалки на территории городского поселения, установленное надзорным органом, само по себе свидетельствует о ненадлежащем исполнении публичных полномочий в рассматриваемой сфере.

Довод Министерства о незавершении перехода на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами и отсутствии регионального оператора не являются основаниям для освобождения от установленной законом обязанности по организации деятельности в области обращения с отходами. Действующее законодательство не предусматривает оснований освобождения органов государственной власти и органов местного самоуправления от выполнения возложенных на них полномочий.

Устанавливая срок совершения ответчиками действий по ликвидации свалки, суд учитывает правовое положение ответчиков, принимает во внимание значимость заявленных прокурором требований, руководствуется общеправовыми принципами разумности и справедливости. С учетом изложенного, обстоятельств дела, суд полагает испрашиваемый прокурором срок исполнения решения разумным.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление прокурора Медвежьегорского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения на <адрес>, координаты широта долгота Е , в течение 5 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В иске к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лотос» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 12 января 2018 года

2-15/2018 (2-825/2017;) ~ М-827/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Медвежьегорского района
Ответчики
Министерство строительства, жкх и энергетики Республики Карелия
Администрация Медвежьегорского городского поселения
ООО "Управляющая компания Лотос"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
16.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2017Передача материалов судье
17.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2017Судебное заседание
15.12.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
12.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2018Дело оформлено
12.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее