РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Абишева М.С.,
при секретаре Петрушкиной М.Н.,
с участием прокурора Чикиневой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Красноярского района в интересах Сидорова А.В. к администрации м.р. Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением в интересах Сидорова А.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района Красноярский. Свои требования мотивирует тем, что Сидоров А.В. включен в список на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как показала проверка, Сидоров А.В. является учащимся ГБОУ Самарский казачий кадетский корпус без предоставления общежития, жилых помещений, пригодных для проживания и соответствующих установленным требованиям у Сидоров А.В. в собственности не имеется, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда с ним не заключен, вместе с тем, право на получение жилья у него возникло ДД.ММ.ГГГГ. Бездействие органа местного самоуправления по обеспечению Сидоров А.В. жилым помещение нарушает его право, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Закона № 159, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, при этом Сидоров А.В. относится к социально-незащищенной группе населения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Красноярского района Самарской области Чикинева Т.В. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Сидоров А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности Минченя М.С. в судебное заседание не явилась, предоставила письменный отзыв на иск, согласно которого не отрицают право Сидорова А.В.на предоставление жилья. Он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области. Также пояснила, что администрация м.р. Красноярский считает себя не надлежащим ответчиком, в связи с тем, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется из средств областного бюджета, однако выделяемых денежных средств не достаточно для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, жилые помещения приобретаются и предоставляются в порядке очередности.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав в судебном заседании прокурора Красноярского района Самарской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратурой Красноярского района проведена проверка по обращению Сидорова А.В. по исполнению администрацией муниципального района Красноярский жилищного законодательства по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Судом установлено, чтоСидоров А.В. постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области (далее по тексту - Список) в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 2, 4, 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», поскольку его мать Сидорова Е.Ю., являющаяся матерью одиночкой, заочным решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. При этом какого-либо жилья Сидоров А.В. не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Сидорова А.В серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № и заочным решением <адрес> суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (далее - Закон № 135-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.
Законом № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона № 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств, включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно Уставу муниципального района Красноярский Самарской области, принятого Собранием представителей Красноярского района Самарской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-СП, в структуру органов местного самоуправления муниципального района входят:
1) Собрание представителей муниципального района - представительный орган муниципального района;
2) Председатель Собрания представителей муниципального района - высшее выборное должностное лицо муниципального района (глава муниципального района), избираемое Собранием представителей муниципального района из своего состава, исполняющее полномочия председателя Собрания представителей муниципального района;
3) Администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального района, возглавляемый Главой администрации муниципального района.
В соответствии с Уставом муниципального района Красноярский администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым Уставом муниципального района Красноярский полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области.
В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006г., Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.
В соответствии с п.п. 10 п. 2.1 положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), на Министерство возложено обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 11 приложения к Постановлению Самарской области от 07.05.2015 года № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», ответственным исполнителем назначено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Согласно ст.ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Также, положениями ст. 3 Закона № 135-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта, а именно Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, выступает в качестве органа, передающего финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органом, контролирующим их целевое использование.
Согласно отзыву Администрации м.р. Красноярский Самарской области следует, что предоставление благоустроенного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда следует осуществлять в порядке очередности в соответствии со Списком. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Сидоров А.В. стоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский по договору найма специализированного жилого помещения под № и №-ый в этом списке, как лицо, у которого возникло право на предоставление жилого помещения по достижению 18 летнего возраста.
На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Красноярского района и интересах Сидорова А.В. о предоставлении жилого помещенияявляются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку установлено, что Сидоров А.В. включен в список с ДД.ММ.ГГГГ., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, однако, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фондаСидорову А.В. не предоставлено.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданина РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах Сидорова А.В. к администрации м.р. Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию м.р. Красноярский Самарской области предоставить Сидорову А.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное на территории м.р. Красноярский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение подлежит изготовлению в течение пяти дней.
Судья Абишев М.С.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья_____________________Абишев М.С.