Решение по делу № 2-496/2012 ~ М-587/2012 от 06.09.2012

Дело № 2-496/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре     Цыбиной И.Н.,

с участием       истцов: Чистяковой Э.А., Первяковой О.А., Первяковой Н.О., Первякова В.О.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску     Чистяковой Элеонарды Александровны, Первяковой О.А., Первяковой Надежды Олеговны и Первякова Вячеслава Олеговича к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

       Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на шесть членов семьи для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.

         В судебном заседании истица Первякова О.А. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ее бабушке ФИО1, умершей в ДД.ММ.ГГГГ году. После ее смерти в права наследования вступили две ее дочери, в том числе и ее мать Чистякова Э.А. В указанном доме она проживала с момента рождения, в этом же доме с рождения проживают и ее дети.. На день ликвидации шахты «Северная»     в доме по адресу: <адрес>, кроме нее проживали и были зарегистрированы ее бабушка-ФИО1, дочь- Первякова Н.О. и сын -Первяков В.О. С ДД.ММ.ГГГГ года в доме стал проживать и зарегистрирован ее сын ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ года внучка -ФИО6. Чистякова Э.А. фактически по вышеуказанному адресу проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года, до этого проживала в жилом доме по адресу: <адрес>. Кому принадлежал настоящий жилой дом неизвестно. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, так как занимаемый ими дом находится на горном отводе, признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Просит предоставить социальную выплату на семью из шести человек для приобретения жилья в г. Перми.

    Истцы Чистякова Э.А., Первякова Н.О. и Первяков В.О. на удовлетворении своих требований настаивают, пояснения Первяковой О.А. поддержали.

                     Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования Чистяковой Э.А. не признала, право на выделение социальной выплаты оспаривает, поскольку на момент ликвидации шахты «Северная» Чистякова Э.А. в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности не проживала и не была зарегистрирована. Право истцов Первяковой О.А., Первяковой Н.О. и Первякова В.О. не оспаривает, указала, что истцы проживали в указанном доме на момент ликвидации шахты, проживают в нем по настоящее время. Социальная выплата им будет выделена при поступлении денежных средств на эти цели.

           Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

             

        Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

          Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

     Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта «Северная» ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 22). Согласно свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1 и свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество ( л.д. 7-8) собственником 1/2 доли жилого дома по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ являеться Чистякова Э.А.     Из сведений о регистрации ( л.д. 6, 15, 35-37, 39-44) Чистякова Э.А. зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; истцы: Первякова О.А., Первякова Н.О., Первяков В.О. значатся в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, 2000 года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ.. Из справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского

края» следует, что Первякова О.А. и Чистякова Э.А. приватизированного жилья в г. Кизеле Пермского края не имеют, в приватизации участия не принимали ( л.д. 45). Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» о степени влияния горных работ на состояние жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, имеющий % износа, признан непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащим сносу, так как фактическая величина деформации строения ед. превышает допустимую величину деформации ед. ( л.д. 23-29).

                        Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцы Первякова О.А., Первяков В.О., Первякова Н.О. и двое несовершеннолетних детей имеют право на выделение социальной выплаты, истица Чистякова Э.А. не может      быть отнесена к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

      В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Кроме того, моментом возникновения права на получение социальной выплаты следует считать дату ликвидации угольной шахты. Данный вывод вытекает из условий предоставления социальной выплаты.

        Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».

      

    Судом было установлено, что истцы Первякова О.А., Первяков В.О. и Первякова Н.О. в жилом доме по адресу: <адрес> на момент ликвидации шахты « Северная» проживали и были зарегистрированы, являлись членами семьи собственника жилого дома-ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Проживают и зарегистрированы в нем по настоящее время, дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, что подтверждается заключением Уральского филиала ОАО « ВНИМИ», другого жилого помещения не имеют. Данный жилой дом для семьи является постоянным и единственным местом для проживания.

     Поскольку указанные истцы проживают в жилом помещении непригодном для проживания по критериям безопасности и другого жилья не имеют, то они имеют право на финансовую помощь государства для приобретения другого жилого помещения и это право истцов должно быть судом защищено.

Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.

        Семье Первяковой О.А.      следует предоставить социальную выплату из расчета      пяти членов семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять - по 18 кв. м. на каждого члена семьи.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

      Как было указано судом ранее, истица Чистякова Э.А. не может      быть отнесена к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку как было установлено в судебном заседании на момент ликвидации шахты « Северная» ДД.ММ.ГГГГ Чистякова Э.А. в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности <адрес> не проживала и не была зарегистрирована. Из пояснений истцов на момент ликвидации шахты истица была зарегистрирована и проживала в жилом доме по адресу: <адрес>. Согласно представленной Администрацией района справки указанный дом на непригодность для проживания по критериям безопасности не обследовался, непригодным для проживания по критериям безопасности не признавался в установленном законом порядке.

     Истица Чистякова Э.А., являясь собственником данного жилого дома, и проживая в нем по настоящее время вправе избрать иной способ защиты своих жилищных прав.

      

        При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению, поскольку не все члены семьи истцов приобрели право на государственную помощь по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих домах, признанных непригодными для проживания по критериям безопасности.

                  Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить     Пермяковой О.А., Первякову Надежду Олеговну, Первякова Вячеслава Олеговича, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, 2011 года рождения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности.

    Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Первяковой О.А., Первяковой Надежде Олеговне, Первякову Вячеславу Олеговичу, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, 2011 года рождения социальную выплату на семью, состоящую из пяти человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

         В иске     Чистяковой Элеонарде Александровне к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения     отказать.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

                                    

Председательствующий:

Судья:                                                                                           подпись

ВЕРНО:

Судья:                                                                                                 Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                                                       И.Н. Цыбина

2-496/2012 ~ М-587/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Первяков Вячеслав Олегович
Первякова Надежда Олеговна
Чистякова Элеонарда Александровна
Первякова Ольга Анатольевна
Ответчики
Администрация Кизеловского муниципального района
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Рылова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
06.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2012Передача материалов судье
07.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2012Подготовка дела (собеседование)
20.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2012Судебное заседание
22.10.2012Судебное заседание
25.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2012Дело оформлено
29.11.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее