Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1235/2022 ~ М-1138/2022 от 26.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года    г.о. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

судьи Давыдовой А.А.

при секретаре Трасковской Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1235/22 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Ерошкину Юрию Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Ерошкину Юрию Александровичу о взыскании задолженности по уплате налога в размере 26603,19 рублей, в том числе налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 год в размере 26556,68 рублей и пени за 2017 год в размере 46,51 копейка.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ерошкин Ю.А. ИНН является налогоплательщиком вышеуказанного налога в связи с наличием объектов недвижимости в собственности. В установленный законом срок в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога, которые административным ответчиком получены. В связи с неуплатой налога в установленные сроки налогоплательщику начислены пени, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате сумм налога, пени, которое так же проигнорировано, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье о выдаче судебного приказа. 31.03.2022 года в отношении Ерошкина Ю.А. был вынесен судебный приказ № 2а-764/2022 года, который в последующем был отменен в связи с поступлением возражений от административного ответчика. По состоянию на 06.07.2022 года (дата обращения с настоящим иском) обязанность, определенную в статьях 45, 69 Налогового кодекса Российской Федерации в срок, установленный в требовании 09.12.2021 года № 59608, административный ответчик не исполнил. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по уплате налога, пени на вышеуказанную сумму.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик в лице представителя по доверенности Ерошкина П.Ю. в судебном заедании требования иска не признал, ссылаясь на отсутствие задолженности.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии статье 57 Конституции Российской Федерации и в силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса РФ).

На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 3 и 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности административного ответчика Ерошкина Ю.А. в период 2017 гг. находилось имущество, в том числе объекты недвижимости: к иные строения, помещения, сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес> . (ОКТМО 36701345)

Налоговым уведомлением № 84466901 от 03.11.2020 года административный ответчик был извещен о необходимости уплаты налога в установленный законодательством срок, то есть до 01.12.2020 г. В уведомлении содержались все предусмотренные законом сведения касательно расчета налога. Факт направления налогового уведомления подтверждается почтовым реестром ( л.д.16-17).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 3000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В абзаце 3 пункта 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Требование об уплате налога считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты его направления заказным письмом и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога), что следует из содержания пунктов 4, 6 статьи 69 НК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2011 года N 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 названного кодекса (в данном случае пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Аналогичные правовые позиции изложены Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22 апреля 2014 года N 822-О.

Таким образом, федеральным законом установлен срок направления требования об уплате недоимки по налогам и сборам, соблюдение которого влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд в порядке искового производства, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 48 НК РФ (ред. от 30.11.2016), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В абзаце 7 пункта 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) указано, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, Налоговый Кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности неоднократного направления требования об уплате налога в отношении одних и тех же платежей и не предоставляет налоговому органу такого права, равно как и ограничивает возможность принудительного взыскания определенными сроками.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы

Материалами дела подтверждается, что в установленный законом срок сумма налога за 2017 г по ОКТМО 36701345 согласно налоговому уведомлению № 84466901 от 03.11.2020г., не уплачена, в связи с чем налоговым органом произведено начисление пени в размере 46,51 рубль ( л.д.10).

Между тем, судом установлено, что требование об уплате задолженности по налогу за 2017г. сформировано налоговым органом только 09.12.2021 года со сроком уплаты задолженности до 11.01.2022 года.

Таким образом, срок уплаты налога за 2017 гг. согласно налоговому уведомлению по 22 783,00 рублей истекал 01.12.2020 года, сроком выявления недоимки следует считать 02.12.2020 года.

Принимая во внимание, что сумма налога в данном случае превышала 3 000 рублей, соответственно срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (в рассматриваемом случае 3 месяца), срока направления и получения требования и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая совокупность вышеприведенных норм НК РФ и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что предельный срок обращения в суд по взысканию налога на имущество, указанное в уведомлении № 84466901 от 03.11.2020г. (за 2017) истек 17.09.2021 года.

С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь 24.03.2022 года, то есть за пределами установленного законом срока.

Учитывая, что принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд административным истцом не заявлены и материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № 23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26603,19 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 26556,68 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 46,51 ░░░░░░░,– ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 05.12.2022 ░░░░.

2а-1235/2022 ~ М-1138/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 23 по Самарской области
Ответчики
Ерошкин Ю.А.
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Давыдова А.А.
Дело на сайте суда
samarsky.sam.sudrf.ru
26.07.2022Регистрация административного искового заявления
26.07.2022Передача материалов судье
27.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023Дело оформлено
02.02.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее