Дело №2а-337/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленск РС(Я),                                                                              10 марта 2017 года

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Петуховой О.Е.,

при секретаре Сокольникове Д.А.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Саха (Якутия) к Игнатьеву Л.Г. о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Саха (Якутия) (далее – МИФНС № 2 по РС (Я) обратилась в суд с административным иском к Игнатьеву Л.Г. о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением, о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений. В обоснование иска указано, что административный ответчик является налогоплательщиком данных видов налогов, однако обязанность по их уплате не исполняет. Налоговым органом было выставлено требование [НОМЕР] по состоянию на 21.10.2015 года, которое до настоящего времени не исполнено. Поскольку мировым судьей отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, просит восстановить срок для обращения в суд и взыскать с ответчика задолженность по налогам и пени, всего размере ___ руб. ___ коп.

В обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока для обращения с административным иском в суд, указывают на ежегодное увеличение заявлений о взыскании недоимки, направляемых мировому судье, в суды общей юрисдикции, связанное с принятием Федерального закона от 04.10.2014 г. №284-ФЗ, предусматривающего ограничение по количеству объектов, в отношении которых может быть применена льгота, изменением порядка рассмотрения дел о взыскании с граждан налогов и сборов, в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что повлияло на требования к форме и содержанию административного иска, в связи, с чем было необходимо изменить шаблон заявления в программном обеспечении налогового органа, кроме того, большая часть административных исков направленных налоговым органом административному ответчику хранились в почтовых отделениях в течение месяца, что препятствовало своевременному обращению в суд.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении требований в их отсутствие.

Административный ответчик Игнатьев Л.Г. в судебное заседание не явился. 10.02.2017 года судом, заказным письмом направлялась копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором административному ответчику было предложено представить в судебное заседание письменные возражения на административное исковое заявление и доказательства, опровергающие доводы административного истца. Также в адрес ответчика направлялась телеграмма.

Кроме того, информация о месте и времени предварительного судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Ленского районного суда РС (Я).

В соответствии с ч.2 ст.138 КАС РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Игнатьев Л.Г. является владельцем транспортных средств, жилых помещений и земельного участка, в связи с чем, были начислены соответствующие налоги за 2012-2014 г.г.

При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ст.48 Налогового Кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд (сроки давности взыскания налогов и пени).

Положениями ст.48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом в адрес ответчика было направлено требование [НОМЕР] об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21.10.2015 года в размере ___ руб. ___ коп., и установлен срок для добровольной уплаты до 22.12.2015 года.

Поскольку сумма задолженности по требованию в добровольном порядке административным ответчиком не была погашена, Межрайонная ИФНС № 2 по РС (Я) обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Игнатьева Л.Г. названных сумм задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка № 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 25.10.2016 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано по основанию, предусмотренному пп.3 ч.3 ст.123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с пропуском налоговым органом установленного шестимесячного срока для обращения в суд и наличием спора о праве.

Поскольку с учетом требований ст.48 НК РФ и размером задолженности, превышающей 3000 рублей, срок исполнения требования от 21.10.2015 г. со сроком исполнения 22.12.2015 года истек 22.06.2016 года.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился 08.02.2017 года, то есть за пределами шестимесячного срока.

Уважительных причин пропуска указанного срока налоговым органом не представлено. Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных налоговым законодательством осуществляться не может, уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, поскольку увеличение общего количества административных исков о взыскании недоимки, направляемых мировому судье, в суды общей юрисдикции, связанное с изменением в законодательстве, необходимостью изменения шаблона заявления в программном обеспечении, хранением почтовых отправлений, приведенные в обоснование ходатайства причины признакам уважительности причин пропуска срока не отвечают.

С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было. Следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен без уважительных причин.

Исходя из положений ч.5 ст.138 КАС РФ в случае установления факта пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В соответствии ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных законом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░) ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                     ░/░                         ░.░.░░░░░░░░

░░░░░                                              ░.░.░░░░░░░░

     ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13 ░░░░░ 2017 ░░░░.

2а-337/2017 ~ М-136/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС №2
Ответчики
Игнатьев Леонид Георгиевич
Суд
Ленский районный суд
Судья
Петухова Ольга Евгеньевна
08.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
10.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2017[Адм.] Судебное заседание
10.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2017[Адм.] Дело оформлено
14.04.2017[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее