Дело № 2-1989/17 08.11.2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием истицы Атановой Л.А.,
представителя ответчика Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Осьмушко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамске гражданское дело по иску Атановой Л.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Соликамск и Соликамском районе Пермского края о зачете в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии,
установил:
Атанова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Соликамск и Соликамском районе Пермского края (далее Управление) о зачете в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении пенсии по старости, указывая, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ответчик отказал в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, истец полагает, что необоснованно не приняты к зачету в специальный стаж периоды ее работы с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, детские сады №, №, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, ясли-сад №, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в ММУ «<данные изъяты>», поликлиника №, <данные изъяты>, в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки. Истец просит обязать ответчика зачесть указанные спорные периоды трудовой деятельности в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с <дата>.
В судебном заседании истец на иске настаивает по изложенным в иске доводам и основаниям, дополнила, что в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска, представлены письменные возражения.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что <дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно протоколу № от <дата> истице отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом работы по п.20 ч.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» спорных периодов. Как указано в решении Управления, стаж истца на соответствующих видах работ составляет <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон № 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах, поскольку с 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (согласно Приложению к данному Постановлению работа в должности медицинской сестры детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет), суд считает обоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, спорных периодов работы истца в должностях <данные изъяты> дошкольных образовательных учреждений <дата> по <дата>.
Доводы истца о том, что характер ее работы с <дата> не изменился и она продолжала осуществлять лечебную деятельность, связанную с охраной здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения, не может являться основанием для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж лечебной деятельности.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 22.11.2012 N 2181-О указал, что само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
Суд также считает, что не подлежит включению в специальный стаж период работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в ММУ «<данные изъяты>», поликлиника №, <данные изъяты>, <данные изъяты> на 0,5 ставки, поскольку является обоснованным вывод ответчика о том, что периоды в соответствующих должностях и учреждениях, начиная с 1 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, истица работала на 0,5 ставки, что не оспаривается, доказательства занятости на полную ставку <данные изъяты> истцом в силу положений ст.56 ГПК РФ не представлены.
Вместе с тем, суд считает, что подлежит включению в специальный стаж период работы воспитателем с <дата> по <дата> в <данные изъяты> в соответствии с действовавшим в период работы истца Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и разъяснениями Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. N 1-63-И.
Из положений пункта 4.1 раздела 4 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" следует, что при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I "Учителя и другие работники просвещения" и II "Врачи и другие медицинские работники" Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения.
Довод ответчика об отсутствии оснований для суммирования педагогической и медицинской деятельности суд находит необоснованным, однако для возникновения права на пенсию с <дата> необходимого стажа у истца недостаточно.
Учитывая отсутствие у истца необходимого для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ стажа, суд считает необоснованными требования о возложении на ответчика обязанности назначения пенсии по старости со дня обращения <дата>.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Атановой Л.А. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Соликамске и.Соликамском районе Пермского края:
-включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.п.20 части 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> с <дата> по <дата>.
В удовлетворении остальной части иска Атановой Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме 15.11.2017 года.
Судья Н.В. Рублева