Решение по делу № 2а-567/2020 от 06.05.2020

УИД № 10RS0017-01-2019-000715-52 Дело № 2а-567/2020 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2020 г. г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кустовой Е.С.,

при секретаре Свириной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Маршенко Л.Г. к Совету Сортавальского городского поселения об установлении факта непроведения правомочного заседания представительным органом муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - Советом Сортавальского городского поселения, - в течение трех месяцев подряд с 25 марта по 26 июня 2019 года, признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления,

установил:

Маршенко Л.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении факта непроведения в период с 25 марта 2019 г. по 26 июня 2019 г. правомочного заседания Совета Сортавальского поселения в правомочном составе и признания незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - Совета Сортавальского городского поселения, – указав в обоснование, что зарегистрирована и проживает в Сортавальском городском поселении, является избирателем на данной территории. 25 марта 2019 г. состоялось последнее правомочное заседание Совета Сортавальского городского поселения. После 25 марта 2019 г. собрания Совета не проводились более трех месяцев подряд, т.е. Совет в течение более трех месяцев подряд не исполнял возложенные на него Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ и ст.15 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» Совета Сортавальского городского поселения (далее - Совет) полномочия, в том числе по вопросам местного значения, которые не могут быть переданы на рассмотрение иных органов местного самоуправления. Указывает на то, что обязанность своевременного разрешения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования закреплена в ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ). В случае ее нарушения предусмотрена ответственность - возможность роспуска представительного органа муниципального образования в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2.1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Невыполнение своих обязанностей представительным органом Советом Сортавальского городского поселения нарушает её права как гражданина поселения на осуществление местного самоуправления, предусмотренные ст. 130 Конституции РФ. В обоснование своих требований административный истец также ссылалась на ст. 74 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Конституцию РФ.

Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2019г. административное исковое заявление Маршенко Л.Г. удовлетворено. Установлен факт непроведения в период с 26 марта 2019 г. по 27 июня 2019 г. заседания Совета Сортавальского городского поселения в правомочном составе, то есть более трех месяцев подряд, признано незаконным бездействие представительного органа.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 октября 2019 г. решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2019 г. оставлено без изменения.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2020 г. отменены решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24 июля 2019 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 21 октября 2019 г., дело направлено на новое рассмотрение в Сортавальский городской суд Республики Карелия.

06 мая 2020 г. материалы административного дела № 2а-580/2019 поступили на новое рассмотрение в Сортавальский городской суд Республики Карелия (делу присвоен новый № 2а-567/2020).

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение».

В судебное заседание административный истец Маршенко Л.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, с участием представителя Сысоева Н.А., поддерживает позицию по делу.

Представитель административного истца Сысоев Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы административного иска поддержал. Указал, что последнее правомочное заседание сессии Совета Сортавальского городского поселения проведено 25 марта 2019 г. и более заседаний не проводилось из-за отсутствия кворума. Кворум не собирался, поскольку часть депутатов до утверждения повестки покидала заседание сессии, что делало невозможным её дальнейшую работу.

Отметил, что факт непроведения правомочного заседания представительным органом муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - Советом Сортавальского городского поселения, - в течение трех месяцев подряд с 25 марта по 26 июня 2019 г. подтверждается представленными материалами дела, кроме того, не ставился под сомнение кассационной инстанцией в своем определении от 25 марта 2020 г. В указанный период было предпринято девять попыток созвать Совет, из них по двум предполагаемым заседаниям 04 и 07 июня 2019 г. протокол не велся ввиду отсутствия депутатов, по четырем заседаниям 16 апреля, 24 мая, 13 и 21 июня 2019 г. на заседание изначально явилось меньше депутатов, чем необходимо, на заседаниях, которые были назначены на 10 и 25 апреля, 21 мая 2019 г., часть депутатов покидала помещение до начала работы Совета.

Бездействие Совета привело к нерассмотрению и непринятию включенных в повестку решений по вопросам местного значения, в том числе по вопросу о преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (о согласии на объединение Сортавальского и Хелюльского городских поселений (ставился не менее шести раз в повестку); об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования поселения (не менее четырех раз); о внесении изменений и дополнений в решение №72 от 13 декабря 2018 г. о бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (не менее четырех раз); об утверждении отчета об исполнении бюджета поселения за 2018 год (не менее четырех раз); о даче согласия на продажу имущества (не менее трех раз); об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам (не менее четырех раз); о рассмотрении заявлений депутатов Совета о досрочном прекращении полномочий и об освобождении от должности председателя Совета и др.

Вплоть до роспуска Совета в декабре 2019 г. не было проведено ни одного правомочного заседания. Права Маршенко Л.Г. нарушены неразрешением таких вопросов как «О внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год», «О даче согласия на продажу имущества», кроме того поддержанное населением решение об объединении Сортавальского и Хелюльского городских поселений в результате бездействия Совета фактически сорвано. Маршенко Л.Г., как депутат Совета Хелюльского городского поселения, выражала свое согласие на объединение, а бездействие Совета создает препятствия и ее законным интересам, как депутата, реализовывать волю своих избирателей и вести деятельность в интересах избирателей.

Представитель административного ответчика - Совета Сортавальского городского поселения четвертого созыва, - Баксалова О.А., являющаяся также заинтересованным лицом по делу, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями Маршенко Л.Г. согласилась, пояснила, что действительно часть правомочных заседаний сессий Совета Сортавальского городского поселения не проводилась из-за отсутствия кворума, несколько депутатов покидали заседания, что не позволило проводить работу сессии.

Председатель Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва Головченко А.А. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Глава Совета городского поселения Крупин С.В. в судебном заседании возражал против административных исковых требований Маршенко Л.Г., полагая, что её права не ущемлены, бездействия со стороны депутатов не было.

Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала (ТИК г.Сортавала) Денисов В.Ф. в судебном заседании не возражал против административных исковых требований.

Представитель Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» Иванова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что Третий кассационный суд общей юрисдикции в своем определении от 25 марта 2020 г. указал, что само по себе формальное нарушение административным ответчиком процедуры и срока проведения правомочного заседания Совета не имеет правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным ввиду отсутствия установленной законом совокупности необходимых для этого условий, административным истцом не приведено доказательств, свидетельствующих, что данное бездействие привело к фактическому нарушению его прав и законных интересов.

Заинтересованное лицо Афанасьева Л.Н. в судебном заседании доводы административного иска поддержала, пояснила, что указанными действиями нескольких депутатов, бездействием Совета, была практически парализована работа депутатов, что, безусловно, повлияло на права и законные интересы всех жителей города, в том числе и Маршенко Л.Г.

Заинтересованное лицо Красильников А.Л. в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что сессии Совета проводились, депутаты собирались, права Маршенко Л.Г. ничем не нарушены.

Представитель Красильникова А.Л. – адвокат Чернова Н.Н., действующая на основании ордера № 268 от 26 мая 2020 г., представившая удостоверение адвоката № 480 от 28 июня 2017 г., - в судебном заседании возражала против административных исковых требований по тем основаниям, что сессия Совета является основной, но не единственной формой работы представительного органа, полагает, что административным истцом не представлено надлежащих доказательств того, что именно ее права были нарушены и именно этим бездействием Совета, неясно, в чем заключается нарушение прав Маршенко Л.Г., каким образом нарушены её права, как жителя города Сортавала, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Заинтересованное лицо Дмитриев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что в течение трёх месяцев заседания Сессии Совета Сортавальского городского поселения не проводились, никакие вопросы не разрешились, что влияло на права всех избирателей.

Заинтересованное лицо Артамонов В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований Маршенко Л.Г., пояснил, что административным истцом не доказано какие именно её права нарушены.

Заинтересованное лицо Иванкевич М.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия (далее – ЦИК Республики Карелия) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлен письменный отзыв на доводы административного иска, из которого следует, что Совет Сортавальского городского поселения на основании Закона Республики Карелия № 2411-ЗРК от 02 декабря 2019 г. распущен. Указанный закон не обжалован. Назначенные досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва состоялись 01 марта 2020 г. и признаны состоявшимися и действительными. Избранные 15 депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва приступили к осуществлению своих полномочий. Считают, что факт непроведения представительным органом местного самоуправления длительное время заседаний Сессии имеет место, затрагивает права и законные интересы граждан, а также муниципального образования, права Маршенко Л.Г. бездействием представительного органа нарушены, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Заинтересованное лицо Вансовская Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представила письменный отзыв на доводы иска, из которого следует, что с исковыми требованиями не согласна, административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав, имеющиеся доказательства опровергают доводы истца о непроведении правомочных заседаний Совета после 25 марта 2020 г.

Представитель заинтересованного лица Вансовской Е.В. - Кильдина Н.П., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Заинтересованные лица Ашихмина Н.В., Скромная Т.И., Семенова И.Г., Клочков А.Е., Павлов О.А., Белов О.С., Егоров Г.В., Яковлева И.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель прокуратуры гор. Сортавала в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск Маршенко Л.Г. подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34).

Деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования, является закрепленная в п. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.

В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель в п. 2.1 ст. 73 указанного Закона установил меру ответственности - возможность роспуска представительного органа муниципального образования.

В силу п. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Таким образом, уставом муниципального образования должна быть определена правомочность заседания представительного органа муниципального образования, то есть кворум для проведения заседаний. При этом установлено Законом, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Вместе с тем, минимально допустимым кворумом для проведения заседаний является простое (неквалифицированное) большинство от числа избранных депутатов. Муниципальные образования вправе определить лишь более высокий кворум, например простое большинство от установленной численности депутатов или квалифицированное (две трети, три четверти и т.д.) от числа избранных депутатов, от установленной численности депутатов.

Устав муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (далее - Устав) утвержден решением Совета Сортавальского городского поселения от 20 января 2006г.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Устава Совет Сортавальского городского поселения является представительными органом местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение». Совет состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Пунктом п. 4 ст. 13 Устава предусмотрено, что Совет Сортавальского городского поселения приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее двух третей при установленной численности Совета. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от избранного состава Совета.

Согласно п. 6 ст. 13 Устава Советом принимается Регламент, который регулирует вопросы организации и деятельности Совета Сортавальского городского поселения.

Положения п. 4 ст. 5 Регламента устанавливают обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.

Регламент устанавливает дополнительные, более жесткие условия правомочности заседания Совета депутатов, по сравнению с аналогичными положениями Устава Совета Сортавальского городского поселения и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом положение, закрепленное в ст. 7 Регламента Совета Сортавальского городского поселения о том, что заседание считается правомочным, если на нём присутствует более половины депутатов от установленной численности депутатов, противоречит указанным нормативно-правовым актам в силу п. 4 ст. 13 Устава муниципального образования.

Следовательно, для признания заседания Совета депутатов правомочным необходимо присутствие не менее двух третей от избранного состава Совета.

Судом установлено, что представительный орган Сортавальского городского поселения является юридическим лицом (ОГРН 1051002036931).

10 сентября 2017 г. Совет Сортавальского городского поселения избран на основе межтерриториальной избирательной системы, избрано 15 депутатов по 15 одномандатным избирательным округам.

С учетом приведенных выше норм федерального законодательства и положений Устава, заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует 10 депутатов (п.4 ст. 13 Устава).

Из представленных в суд протоколов заседаний Совета депутатов усматривается, что 25 марта 2019 г. состоялось последнее правомочное заседание Совета Сортавальского городского поселения, на котором разрешались вопросы, отнесенные к его компетенции. Из четырех, поставленных на повестку дня вопросов, три – разрешены.

Заседание Совета Сортавальского городского поселения созывалось на 10 апреля 2019г., на котором первоначально присутствовали 12 депутатов из 15. Повестка дня: «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение». Согласно протоколу заседания Совета от 10 апреля 2019 г. обсуждалась повестка дня, разрешался вопрос о возможности проведения заседания в закрытом формате, после избрания секретаря, счетной комиссии и принятия решения о проведении заседания в открытом формате, в ходе заседания сессии Совета трое депутатов Семенова И.Г., Красильников А.Л., Скромная Т.И. без объяснения причин покинули зал заседаний, что сделало невозможным дальнейшую работу Совета, в результате чего повестка дня в порядке п. 6 ст. 6 Регламента Совета, утвержденного решением Совета от 13 августа 2010 г. № 99, принята не была, вопросы по повестке дня не решались.

Указанное заседание Совета нельзя признать состоявшимся, поскольку разрешенные присутствующими депутатами в правомочном составе организационные вопросы касались подготовки заседания Совета (ст. 6 Регламента), а не проведения самого заседания представительного органа, которое предполагает как утверждение повестки дня (п. 3 ст. 7 Регламента), так и принятие решений по вопросам утвержденной повестки (п. 10 ст. 7 Регламента).

В последующем заседание Совета созывалось на 16 апреля 2019 г. Повестка дня: «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение».

Как следует из протокола заседания Совета от 16 апреля 2019 г. присутствовали 9 депутатов из 15, заседание Совета не состоялось в связи с отсутствием кворума. Решение не принято.

Следующее заседание созывалось на 25 апреля 2019 г. Повестка дня: «О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение».

25 апреля 2019 г. присутствовали 14 депутатов из 15, заседание Совета вновь не состоялось в связи с тем, что депутаты Артамонов В.М., Ашихмина Н.В., Красильников А.Л., Скромная Т.И., Семенова И.Г., Вансовская Е.В. подали заявления о досрочном прекращении своих полномочий депутата Совета Сортавальского городского поселении, после чего указанные 6 депутатов покинули заседание, что следует из протокола заседания Совета от 25 апреля 2019 г. Решение по повестке не принято.

22 мая 2019 г. все указанные заявления Артамонова В.М., Ашихминой Н.В., Красильникова А.Л., Скромной Т.И., Семеновой И.Г., Вансовской Е.В. были ими отозваны.

Следующее заседание Совета созывалось на 21 мая 2019 г., на котором присутствовали 14 депутатов из 15, в последующем 5 депутатов (Вансовская Е.В., Артамонов В.М., Красильников А.Л., Скромная Т.И., Семенова И.Г.) покинули заседание, в связи с чем проведение заседания стало невозможным из-за отсутствия кворума. На повестку дня выносились вопросы: О внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов»; Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Сортавальского городского поселения Республики Карелия; Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 г.; О даче согласия на продажу имущества (ул. Садовая, д. 23, кв. 1-8); О даче согласия на продажу имущества (ул.Советских космонавтов, д. 25, Здание кинотеатра «Заря»); о даче согласия на продажу имущества (ул. Садовая, д. 1); О даче согласия на продажу (ул. Фабричная, д.27, кв. 1-8); Об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам по исполнительным листам. В связи с тем, что сессия не состоялась, решения по указанным вопросам не приняты.

Очередная сессия Совета назначена на 24 мая 2019 г.

Сессия Совета 24 мая 2019 г. не состоялась из-за отсутствия кворума, что подтверждается протоколом заседания Совета от 24 мая 2019 г. На заседание сессии явились 8 депутатов из 15. Повестка дня: О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение»; О рассмотрении заявлений депутатов Сортавальского городского поселения о досрочном прекращении полномочий; Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Сортавальского городского поселения Республики Карелия; О внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»; Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год; Об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам по исполнительным листам. Сессия не состоялась, в связи с чем решения по указанным вопросам не приняты.

Последующие заседания Сессии Совета созывались 04 июня 2019 г., 07 июня 2019 г., которые также не состоялись в связи с отсутствием кворума.

На повестку дня заседания сессии Совета, назначенного на 04 июня 2019 г., были вынесены вопросы: О внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»; Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год; Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Сортавальского городского поселения РК; О даче согласия на продажу имущества (ул. Садовая, д. 23, кв. 1-8); О даче согласия на продажу имущества (ул. Советских космонавтов, д. 25, здание кинотеатра «Заря»); О даче согласия на продажу имущества (ул. Садовая, д. 1); О даче согласия на продажу имущества (ул. Фабричная, д. 27, кв. 1-8); Об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам по исполнительным листам; Об освобождении от должности председателя Совета депутатов Сортавальского городского поселения четвертого созыва. Сессия не состоялась, решения не приняты.

Аналогичные вопросы поставлены на повестку дня на сессии, назначенной на 07 июня 2019 г. В связи с отсутствием кворума решения по указанным вопросам не приняты.

Заседания Совета, назначенные на 13 июня 2019 г., 21 июня 2019 г., где присутствовали 9 депутатов из 15, также не состоялись из-за отсутствия кворума, что подтверждается протоколами заседаний Совета.

На повестку дня на заседании Совета 13 июня 2019 г. вынесены вопросы: О преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение»; О внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»; Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год; Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Сортавальского городского поселения РК; Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, проходившим муниципальную службу, лицам, замещавшим муниципальные должности; О даче согласия на продажу имущества (ул. Садовая, д. 23, кв. 1-8); О даче согласия на продажу имущества (ул. Советских космонавтов, д. 25, здание кинотеатра «Заря»); О даче согласия на продажу имущества (ул. Садовая, д. 1); О даче согласия на продажу имущества (ул.Фабричная, д. 27, кв. 1-8); Об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам по исполнительным листам; Об освобождении от должности председателя Совета депутатов Сортавальского городского поселения четвертого созыва (по инициативе избирателей). Сессия не состоялась, решения не приняты.

21 июня 2019 г. на повестку дня поставлены те же вопросы, поставленные на повестку заседания, назначенного на 13 июня 2019 г. В связи с тем, что сессия не состоялась, решения по ним не приняты.

Таким образом, судом установлено, что Совет депутатов муниципального образования Сортавальское городское поселение в течение более трех месяцев подряд не проводил правомочные заседания сессии Совета, последнее правомочное заседание Совета депутатов муниципального образования Сортавальское городское поселение состоялось 25 марта 2019г.

Указанное обстоятельство подтверждает тот факт, что Совет Сортавальского городского поселения в течение более трех месяцев подряд не исполнял возложенные на него федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 15 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» полномочия, в том числе, по вопросам местного значения, относящимся к исключительной компетенции Совета депутатов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иных органов местного самоуправления.

В силу Регламента формой работы Совета могут быть сессии, заседания постоянных и временных комиссий, рабочих групп, депутатских объединений, встречи с избирателями, отчеты перед ними, выступления депутатов в средствах массовой информации, прием избирателей в избирательных округах, депутатские запросы и другие. Но основной формой работы является Сессия – общее заседание депутатов, на котором решаются вопросы, отнесенные Уставом к компетенции Совета.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что депутаты не бездействовали, являются несостоятельными, поскольку в п. 1.1. ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ четко закреплено требование о том, что не реже одного раза в три месяца проводится представительным органом муниципального образования именно заседание.

По смыслу данной нормы права последующее заседание представительного органа должно быть проведено не позднее трехмесячного срока со дня проведения последнего заседания Совета депутатов, то есть 25 марта 2019 г.

Бездействие Совета депутатов Сортавальского городского поселения затрагивает права и интересы административного истца, проживающего в г. Сортавала и являющегося избирателем, поскольку в результате этого бездействия созданы препятствия к осуществлению Маршенко Л.Г. права на участие в решении жизненно важных вопросов местного самоуправления через представительный орган.

В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление через органы местного самоуправления. Статьей 14 Закона определены вопросы местного значения поселения.

Таким образом, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения (применительно к представительным органам местного самоуправления).

Доказательств наличия каких-либо чрезвычайных обстоятельств, которые препятствовали представительному органу осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, административным ответчиком не представлено.

Согласно сведениям, представленным администрацией муниципального образования «Сортавальское городское поселение», после 26 июня 2019 г. проводились заседания Совета Сортавальского городского поселения, а именно 25 сентября 2019 г. и 28 ноября 2019 г.

Так, 25 сентября 2019 г. проведено заседание Совета Сортавальского городского поселения, на котором приняты решения: О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов»: Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год; Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Сортавальского городского поселения Республики Карелия; О внесении изменений в программу приватизации муниципального имущества на 2019 г. и плановый период 2020-2021 годы; Об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам по исполнительным листам; О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения.

28 ноября 2019 г. проведено заседание Совета Сортавальского городского поселения, на котором приняты решения: Об установлении границ территорий, на которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Сортавальское городское поселение»; О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения; О передаче контрольно-счетному комитету Сортавальского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа Сортавальского городского поселения; Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы; О внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 года «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года»; Рассмотрение проекта бюджета Сортавальского городского поселения на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

Между тем, 20 марта 2020 г. от прокуратуры г. Сортавала на имя председателя Совета Сортавальского городского поселения Головченко В.А. поступило предложение рассмотреть вопрос об отмене решений Совета от 25 сентября 2019 г. и от 28 ноября 2019 г., как принятых с нарушением установленного порядка, поскольку на заседании Совета 25 сентября 2019 г. присутствовало 9 депутатов, 28 ноября 2019 г. – 8 депутатов, то есть заседания Совета являлись неправомочными.

Доводы о том, что непроведение заседаний Совета и непринятие Советом решений по поставленным на повестку дня вопросам не затрагивает права административного истца, являются несостоятельными, поскольку бездействие депутатов Совета по решению вопросов местного значения нарушает права граждан муниципального образования, в том числе и Маршенко Л.Г., на местное самоуправление, предусмотренные ст. 130 Конституции РФ.

Бездействие представительного органа местного самоуправления, выраженное в виде непроведения правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд, не может не затрагивать права и интересы Маршенко Л.Г., как жителя Сортавальского муниципального района, поскольку именно в результате такого бездействия созданы препятствия к осуществлению права на участие в решении вопросов местного самоуправления через представительный орган.

Несвоевременное решение вопросов местного значения не отвечает интересам населения муниципального образования, в том числе Маршенко Л.Г., нарушает обязанности, закрепленные ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Такое бездействие не только нарушает конституционные права гражданина на реализацию власти через представительные органы, но и препятствует нормальному функционированию администрации муниципального образования, должностных лиц.

В течение указанного периода ввиду непроведения правомочного заседания представительного органа более трех месяцев подряд оставался неразрешенным, в том числе, вопрос о преобразовании муниципального образования «Сортавальское городское поселение».

Относительно указанного вопроса, исходя из пояснений представителя административного истца, имеется заинтересованность и положительное отношение Маршенко Л.Г. как гражданина.

Кроме того, в настоящее время Маршенко Л.Г. является депутатом Совета Хелюльского городского поселения четвертого созыва, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе. Относительно вопроса о преобразовании Хелюльского городского поселения путем его объединения с Сортавальским городским поселением, с присвоением вновь образованному муниципальному образованию статуса городского поселения с административным центром в г.Сортавала Маршенко Л.Г. также выразила положительное мнение.

В материалы дела представлен протокол сессии Совета Хелюльского городского поселения четвертого созыва от 08 апреля 2019 г., из которого следует, что при принятии решения по повестке дня «О согласии на преобразование Хелюльского городского поселения путем его объединения с Сортавальским городским поселением, с присвоением вновь образованному муниципальному образованию статуса городского поселения с административным центром в г. Сортавала, наименованием «Сортавальское городское поселение» - «За» проголосовало 100% присутствующих депутатов, включая Маршенко Л.Г.

Несмотря на то, что в суд представлены справка администрации Хелюльского городского поселения № 322 от 25 мая 2020 г. о том, что Маршенко Л.Г. является депутатом Совета Хелюльского городского поселения четвертого созыва, протокол сессии Совета Хелюльского городского поселения четвертого созыва от 08 апреля 2019 г. в копиях, оснований не доверять содержащейся в них информации не имеется.

Соответственно, права и законные интересы непосредственно Маршенко Л.Г. также затронуты бездействием Совета.

Также в данный период из-за непроведения правомочного заседания Совета оставались нерешенными и вопросы о внесении изменений и дополнений в решение № 72 от 13 декабря 2018 г. «О бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год, что нарушает положения ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении, что не может не затрагивать права и законные интересы каждого жителя муниципального образования.

Отсутствие письменных и устных обращений в 2018-2019 г.г. гражданки и депутата Маршенко Л.Г. в адрес администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» не свидетельствует об отсутствии факта нарушения прав и законных интересов административного истца, возможность обращения в органы местного самоуправления является правом, а не обязанностью лица, чьи права и законные интересы, по его мнению, нарушаются.

Следует отметить, что на основании решения Сортавальского городского суда от 24 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Маршенко Л.Г. к Совету Сортавальского городского поселения о признании незаконным бездействия Совета и установлении факта непроведения Советом правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 октября 2019 г. 28 ноября 2019 г. Законодательным собранием Республики Карелия принят Закон Республики Карелия № 2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения», который вступил в законную силу 02 декабря 2019 г. (отменены Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2020 г.).

Согласно ст. 1 данного Закона Совет Сортавальского городского поселения распущен в соответствии ч. 2.1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании решения Сортавальского городского суда от 24 июля 2019 г., установившего факт непроведения Советом Сортавальского городского поселения правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.

Решением Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала (ТИК г. Сортавала) от 17 декабря 2019 г. №132/360-3 назначены досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва на 01 марта 2020 г.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 16 апреля 2009 г. № 42/294-4 на ТИК г. Сортавала возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Сортавальское городское поселение», в связи с чем ТИК г. Сортавала является комиссией, организующей указанные выборы.

01 марта 2020 г. состоялись досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения.

Решением ТИК г. Сортавала от 02 марта 2020 г. № 147/502-з досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва признаны состоявшимися и действительными.

Таким образом, в настоящее время на территории муниципального образования избран и действует Совет Сортавальского городского поселения пятого созыва.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что факт непроведения правомочного заседания сессии представительным органом муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - Советом депутатов Сортавальского городского поселения в течение трех месяцев, с 25 марта 2019 года по 26 июня 2019 года, является доказанным, требования административного истца о признании незаконным бездействия Совета Сортавальского городского поселения заявлены обосновано.

Признавая оспариваемое бездействие представительного органа незаконным, суд исходит из того, что в течение более трех месяцев подряд Совет не проводил правомочных заседаний, данное бездействие привело к фактическому нарушению прав и законных интересов административного истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Маршенко Л.Г. удовлетворить.

Установить факт непроведения правомочного заседания сессии представительным органом муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - Советом депутатов Сортавальского городского поселения в течение трех месяцев с 25 марта 2019 года по 26 июня 2019 года.

Признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - Совета Сортавальского городского поселения, - выразившегося в непроведении правомочного заседания представительного органа муниципального образования «Сортавальское городское поселение» в течение трех месяцев подряд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Кустова

В окончательной форме решение суда изготовлено 01 июня 2020 г.

2а-567/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Маршенко Любовь Григорьевна
Ответчики
Совет Сортавальского городского поселения
Другие
Артамонов Виктор Михайлович
Яковлева Ирина Николаевна
Администрация муниципального образования "Сортавальское городское поселение"
Скромная Татьяна Ивановна
Баксалова Ольга Владимировна
Ашихмина Надежда Владимировна
Иванкевич Мария Анатольевна
Дмитриев Анатолий Викторович
Центральная избирательная комиссия РК
Кильдина Наталья Петровна
Вансовская Елена Валентиновна
представитель Красильникова А.Л. - адвокат Чернова Н.Н.
Территориальная избирательная комиссия г. Сортавала
Белов Олег Сергеевич
Павлов Олег Анатольевич
Глава Сортавальского городского поселения Крупин С.В.
Семенова Ирина Григорьевна
КРАСИЛЬНИКОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ
Егоров Герман Валентинович
Быкова Екатерина Витальевна
Клочков Андрей Евгеньевич
Баксалова О.В.
Афанасьева Людмила Николаевна
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Кустова Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее