Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4973/2021 от 01.02.2021

Судья Буянтуева Т.В.                                   Дело № 33-4973/2021

Уникальный идентификатор дела

50RS0001-01-2019-003245-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гирсовой Н.В., Рыбкина М.И.,

         при помощнике судьи Красновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2021 г. апелляционную жалобу У.М.Б. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 июня 2020 г. по гражданскому делу по иску У.М.Б., У.К.Л. к начальнику Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Мамонкину И.В. и Министерству социального развития Московской области о признании незаконными действий по приостановлению выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, об обязании назначить и выплатить денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения представителя Министерства социального развития Московской области,

УСТАНОВИЛА:

У.М.Б., У.К.Л. обратились в суд с иском к начальнику Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха М.И.В. и Министерству социального развития Московской области о признании незаконными действий по приостановлению выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, об обязании назначить и выплатить денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указав, что У.М.Б. с 23.07.2018 г. признан инвалидом детства 3 группы бессрочно. 25.10.2016 г. за У.К.Л. зарегистрировано право собственности на жилое помещение - <данные изъяты>. С 04.08.2018 г. У.М.Б. зарегистрирован по указанному адресу.            21.11.2018 г. У.М.Б. обратился в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха с заявлением о назначении ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, к которому был приложен ЕПД, в котором указано о том, что у У.К.Л. имелась задолженность за ЖКУ. Приказом начальника Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха М.И.В. от 27.11.2018 г. назначена ежемесячная компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг. 06.12.2018 г. ООО УК «Белый парус» подано исковое заявление о взыскании с У.К.Л. и У.М.Б. задолженности за ЖКУ за период с 25.12.2012 г. по 31.10.2018 г. в размере 310 471 руб. 63 коп. солидарно. Письмом начальника Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха М.И.В. от 27.02.2019 г. выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате за коммунальные услуги У.М.Б. с 01.01.2019 г. приостановлена в связи с задолженностью за ЖКУ более 3-х месяцев. Не согласившись с действиями ответчиков, истцы просили суд признать незаконными действия начальника Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха М.И.В. и Министерства социального развития Московской области в лице начальника Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха по приостановлению с 01.01.2019 г. выплаты денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, обязать назначить и выплатить с января 2019 г. денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от           26 июня 2020 г. в удовлетворении иска У.М.Б., У.К.Л. отказано.

В апелляционной жалобе У.М.Б. просит решение суда отменить полностью, как незаконное и необоснованное.

Выслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (Пункты 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.

В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований У.М.Б. имеются ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно статье 3 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок).

Настоящий Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), обращение с твердыми коммунальными отходами, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель) (пункт 1 Порядка).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2 Порядка).

Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства), в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 26 Порядка (в редакции, действующей на момент приостановления компенсации) предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства в случаях:

неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства);

невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства).

Судом установлено, что У.М.Б. с 23.07.2018 г. признан инвалидом детства 3 группы бессрочно.

У.М.Б. с 04.08.2018 г. постоянно зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.

21.11.2018    г. У.М.Б. обратился в Управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг.

С 01.11.2018 г. У.М.Б. назначена ежемесячная денежная компенсация стоимости коммунальных услуг.

Решением Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха от 22.02.2019 г. № 1262401/1 с 01.01.2019 У.М.Б. приостановлено предоставление ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг и обращения с ТКО по следующим причинам: наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг более 3-х месяцев.

27.02.2019 г. Управление социальной защиты населения по                          г.о. Балашиха направило У.М.Б. уведомление о приостановлении предоставления ежемесячной денежной компенсаций мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги с 01.01.2019 г. по причине «Задолженность по оплате ЖКУ более 3-х месяцев».

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что У.М.Б. было обоснованно приостановлено предоставление ежемесячной денежной компенсаций мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги с 01.01.2019 г., поскольку у него имелась задолженность по оплате более 3-х месяцев, что подтверждается материалами дела, в частности информацией от управляющей организации ООО «Белый парус», и не оспаривалось истцами в исковом заявлении.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не соответствует материалам дела и основан на неправильном применении норм материального права.

Из представленной в материалы дела копии лицевого счета в отношении квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в которой У.М.Б. зарегистрирован с 04.08.2018 г., за период с января по декабрь 2018 года следует, что за период с августа 2018 года по октябрь 2018 года в отношении указанного жилого помещения начислены текущие платежи за жилое помещение, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги на общую сумму 13 996 руб. 44 коп.

Превышающие указанную сумму начисления за указанный период составляют пени, которые, по смыслу пункта 28 Порядка, не учитываются при решении вопроса о приостановлении компенсации.

За этот же период в отношении указанного жилого помещения оплачено 15 599 руб. 06 коп.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что за период с августа 2018 года по октябрь 2018 года задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, в котором зарегистрирован У.М.Б., не имелось.

С ноября 2018 года оплата за жилищно-коммунальные услуги не поступала.

Следовательно, по состоянию на 01.01.2019 г. неуплата получателем компенсации У.М.Б. текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг была допущена в течение 2 месяцев подряд (ноябрь-декабрь 2018 года).

В связи с этим приостановление с 01.01.2019 г. выплаты У.М.Б. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не основано на законе, противоречит пункту 28 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, и нарушает права У.М.Б.

При таких обстоятельствах приостановление с 01.01.2019 г. выплаты У.М.Б. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным. Следствием признания незаконности приостановления выплаты является возложение обязанности возобновить данную выплату с момента ее незаконной приостановки.

Приведенные выше положения действующего законодательства и фактические обстоятельства дела судом первой инстанции не были учтены в полном объеме, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении иска У.М.Б. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными действий по приостановлению выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, об обязании назначить и выплатить денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска У.М.Б. в указанной части.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, поскольку действия ответчиков права и законные интересы У.К.Л. не нарушают, так как она не является получателем рассматриваемой меры социальной поддержки; начальник Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха М.И.В. является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда Московской области от               26 июня 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска У.М.Б. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными действий по приостановлению выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, об обязании назначить и выплатить денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в отмененной части принять по делу новое решение.

Признать незаконным приостановление с 01.01.2019 г. выплаты У.М.Б. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Министерство социального развития Московской области обязанность назначить и выплатить У.М.Б. компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2019 г.

В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 июня 2020 г. оставить без изменения.

Апелляционную жалобу У.М.Б. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

33-4973/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Урман М.Б.
Урман К.Л.
Ответчики
Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты по г/о Балашиха
Начальник Управления социальной защиты по г/о Балашиха - Мамонкин И.В.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
10.02.2021[Гр.] Судебное заседание
09.03.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее