Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2017 года
Дело № 2-2703/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием представителя истца Духаниной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений города Мурманска к Фролову В.Г. о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пеней за просрочку платежей,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений города Мурманска обратился в суд с иском к Фролову В.Г. о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пеней за просрочку платежей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 27 декабря 2012 года между Министерством имущественных отношений Мурманской области и ФИО1 был заключен договор № на аренду земельного участка, <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенного в городе Мурманске по <адрес>, предназначенного под строительство ангара для контроля технического состояния транспортных средств и автомойки, на основании распоряжения Правительства Мурманской области от 17 декабря 2012 года №, сроком на 1 год с 17 декабря 2012 года по 16 декабря 2013 года. Договором установлено, что арендатор вносит арендную плату в соответствии с расчетом (приложением № 2 к договору) ежеквартально равными частями не позднее 15-го числа последнего месяца текущего квартала. Земельный участок был передан арендатору по акту приема-передачи от 27 декабря 2012 года.
11 июня 2013 года между ФИО1 и Фроловым В.Г. был заключен договор купли-продажи ангара для контроля технического состояния транспортных средств и автомойки, в соответствии с которым все права и обязанности по договору № от 27 декабря 2012 года на аренду вышеуказанного земельного участка переданы Фролову В.Г. с момента подписания договора.
На основании постановления Правительства Мурманской области от 27 декабря 2012 года № 674-ПП «О порядке передачи документов и сведений, необходимых для осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске – административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства» договор аренды земли № 27 декабря 2012 года был передан Комитету имущественных отношений города Мурманска в связи с прекращением полномочий Министерства имущественных отношений Мурманской области в данной сфере деятельности.
Дополнительным соглашением № от 06 августа 2013 года к договору аренды земли № от 27 декабря 2012 год в договор внесены изменения, в том числе о том, что арендатором по данному договору надлежит считать Фролова В.Г.
Постановлением администрации города Мурманска от 25 февраля 2014 года № Фролову В.Г. продлено право пользования вышеуказанным земельным участком на один год с момента принятия данного постановления. Дополнительным соглашением № от 17 марта 2014 года к договору аренды срок аренды продлен на период с 17 декабря 2013 года по 24 февраля 2015 года.
Ответчик надлежащим образом свои обязательства в части внесения арендной платы за пользование земельным участком не выполнял, в связи с чем образовалась задолженность по арендной плате за период с 1 квартала 2014 года по 1 квартал 2017 года, размер которой по состоянию на 05 марта 2017 года составил 453 151 рубль 87 копеек.
Пунктом 3.7 договора аренды определено, что в случае невнесения арендной платы в установленные договором сроки арендатор уплачивает пени в размере 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Сумма пеней, рассчитанная в соответствии с условиями договора, за период с 01 июня 2013 года по 05 марта 2017 года составляет 188 074 рубля 72 копейки.
Просил взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 1 квартала 2014 года по 1 квартал 2017 года по состоянию на 05 марта 2017 года в размере 453 151 рубль 87 копеек и пени за период с 01 июня 2013 года по 05 марта 2017 года в размере 188 074 рубля 72 копейки.
Представитель истца Духанина Н.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, пояснила, что расчет арендной платы за 1 квартал 2014 года произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 44 119 238 рублей 80 копеек до 05 марта 2014 года и в размере 1 932 000 рублей с 06 марта 2014 года, которая внесена в государственный кадастр недвижимости согласно решению Арбитражного суда Мурманской области от 05 февраля 2014 года по делу № А42-8769/2013, вступившего в законную силу 05 марта 2014 года. Также указала, что аренда муниципальных земель относится к категории регулируемых цен, в связи с чем подлежит оплате в соответствии с Решением Совета депутатов города Мурманска от 25 мая 2007 года № 370445 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск», а также в соответствии с Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признания утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» (в редакции Решений Совета депутатов города Мурманска от 26 мая 2016 года № 26-402, от 26 января 2017 года № 33-592) за весь период пользования ответчиком земельным участком под принадлежащим ему объектом недвижимости. Просила иск удовлетворить в полном объеме, полагала, что расчет задолженности произведен истцом правильно, в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик, представитель ответчика ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее, в судебном заседании 04 сентября 2017 года, с иском не согласился, полагал, что размер арендной платы за весь 1 квартал 2014 года должен быть определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда от 05 февраля 2014 года в размере 1 932 000 рублей вместо ранее установленной в размере 44 119 239 рублей. Поскольку за 2014 год ответчиком арендная плата уплачена полностью исходя из такого расчета, то задолженность за 1 квартал 2014 года у него отсутствует. Относительно требований о взыскании задолженности за 3 и 4 кварталы 2016 года и 1 квартал 2017 года пояснил, что земельный участок не находится в собственности муниципального образования город Мурманск, в связи с чем размер арендной платы не может исчисляться в соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41 и Методикой определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск. Полагая, что задолженности перед Комитетом ответчик не имеет, свои обязательства по внесению арендных платежей исполнял в спорный период надлежащим образом, просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Мурманским городским Советом принято Решение от 24 июня 2002 года № 16-154 «Об утверждении Положения об арендной плате за пользование муниципальных земель в границах муниципального образования город Мурманск».
Пунктом 1.14 Положения об арендной плате установлен порядок и сроки внесения арендной платы, согласно которому арендная плата вносится в бюджет арендаторами ежеквартальными равными долями не позднее 1-го числа третьего месяца квартала и до 25 ноября за четвертый квартал.
В соответствии с частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Судом установлено, что 27 декабря 2012 года между Министерством имущественных отношений Мурманской области (арендатором) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендатору предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым №, <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства ангара для контроля технического состояния транспортных средств и автомойки. Договор аренды заключен на срок с 17 декабря 2012 года по 16 декабря 2013 года.
Пунктами 3.1, 3.2 договора аренды предусмотрено, что условия договора в части начисления арендной платы распространяются на правоотношения сторон, возникшие с даты приема-передачи участка. Арендная плата вносится арендатором равными долями ежеквартально до 15 числа последнего месяца текущего квартала на счет арендодателя.
Как следует из расчета арендной платы, являющегося приложением к договору аренды, подписанному сторонами, размер арендной платы с 17 декабря 2012 года составляет 330 894 рубля 29 копеек.
Пунктом 4.4.3 договора аренды установлена обязанность арендатора ежеквартально и в полном объеме уплачивать арендную плату и предоставлять арендодателю копии платежных документов об уплате арендной платы.
Указанный земельный участок передан ИП ФИО1 по акту от 27 декабря 2012 года, подписанному представителями сторон.
Постановлением администрации города Мурманска от 27 декабря 2012 года № 674-ПП «О порядке передачи документов и сведений, необходимых для осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске – административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства» договор аренды земли № от 27 декабря 2012 года передан Комитету имущественных отношений города Мурманска в связи с прекращением полномочий Министерства имущественных отношений Мурманской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства с 1 января 2013 года.
Судом также установлено, что 11 июня 2013 года между ФИО1 (продавцом) и Фроловым В.Г. (покупателем) был заключен договор купли-продажи нежилого помещения, согласно которому последний приобрел в собственность ангар для контроля технического состояния транспортных средств с встроенной автомойкой и боксом-стоянкой в <адрес>, назначение: объект незавершенного строительства, <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 2 договора указанный объект недвижимости принадлежал продавцу на праве собственности на основании договора аренды земельного участка от 27 декабря 2012 года №, разрешения на строительство от 21 марта 2013 года. Согласно пункту 13 договора продавцу принадлежало также право аренды земельного участка <данные изъяты> с кадастровым номером №, сроком на один год, с 17 декабря 2012 года по 16 декабря 2013 года, на основании договора аренды земельного участка № от 27 декабря 2012 года.
Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждено, что договор аренды от 19 февраля 2013 года и договор купли-продажи нежилого помещения от 11 июня 2013 года прошли государственную регистрацию.
06 августа 2013 года между Комитетом имущественных отношений города Мурманска (арендодателем) и Фроловым В.Г. (арендатором) в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, заключено дополнительное соглашение № к договору аренды № от 27 декабря 2012 года, в соответствии с которым определено арендодателем по данному договору считать Комитет имущественных отношений города Мурманска, арендатором – Фролова В.Г.
Пунктом 3.1 дополнительного соглашения определено, что арендатор обязуется вносить арендную плату за использование земельного участка в размере согласно прилагаемому к указанному дополнительному соглашению расчету арендной платы.
Как следует из расчета арендной платы, являющегося приложением к дополнительному соглашению №, подписанному сторонами, размер арендной платы за 2013 год установлен в размере 707 672 рубля 59 копеек.
Пунктами 3.2 - 3.3 дополнительного соглашения № предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями не позднее 1 числа третьего месяца квартала, а за 4-ый квартал не позднее 25 ноября текущего года. Арендная плата, начисленная за второй и третий кварталы 2013 года, без начисления пени, вносится арендатором в месячный срок с даты подписания дополнительного соглашения.
Пунктом 3.7 дополнительного соглашения установлено, что в случае невнесения арендной паты в установленный договором срок арендатор уплачивает пени в размере 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Постановлением администрации города Мурманска от 25 февраля 2014 года № Фролову В.Г. продлено право пользования вышеуказанным земельным участком на срок один год с момента принятия данного постановления.
Дополнительным соглашением № от 17 марта 2014 года к договору аренды № от 27 декабря 2012 года, заключенным меду Комитетом имущественных отношений города Мурманска и Фроловым В.Г. в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, договор аренды продлен на срок с 17 декабря 2013 года по 24 февраля 2015 года.
Согласно расчету арендной платы, являющемуся приложением к дополнительному соглашению №, подписанному представителями сторон, размер арендной платы за 2014 год установлен в размере 30 989 рулей 28 копеек.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, ответчик свои обязательства по внесению арендной платы за период с первого квартала 2014 года по первый квартал 2017 года исполнял ненадлежащим образом, арендную плату вносил несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, размер которой по состоянию на 05 марта 2017 года составил 453 151 рубль 87 копеек.
Указанную сумму задолженности истец просил взыскать с ответчика в свою пользу.
Ответчик, его представитель не согласились с исковыми требованиями, приведя в обоснование своих возражений вышеуказанные доводы, которые суд полагает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Так, неправомерен довод стороны ответчика о необходимости исчисления арендной платы с 01 января 2014 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 1 932 000 рублей, установленной решением Арбитражного суда Мурманской области от 05 февраля 2014 года.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает возможность оспаривания правообладателями, иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Приведенная выше статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" изложена в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу 22 июля 2014 года.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 № 225-ФЗ положения статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, указанные положения устанавливают порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, к сведениям о кадастровой стоимости, установленным в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Поскольку решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 февраля 2014 года, которым кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной, принято и вступило в законную силу до дня изменения законодательства, а именно вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности", то есть до 22 июля 2014 года, правовые последствия, связанные с установлением рыночной стоимости земельного участка, возникают не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В этой связи из представленного в суд расчета истца, подтвержденного объяснениями его представителя в судебном заседании, следует, что новая кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным актом, применена при расчете размера арендной плата, начиная со дня вступления в законную силу решения суда от 05 февраля 2014 года и внесения данных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Соглашается суд и с доводами представителя истца, приведенными относительно возражений стороны ответчика по расчету задолженности за 3, 4 квартал 2016 года и 1 квартал 2017 года.
Так, решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска (в редакции решений Совета депутатов города Мурманска от 26 мая 2016 года № 26-402, от 26 января 2017 года № 33-592) определен размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, за платежный период с 01 июля 2016 года по настоящее время, расчет которого производится самим арендатором с момента вступления в силу соответствующего федерального закона или иного нормативного правового акта.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08 июля 2013 года № и кадастрового паспорта от 17 марта 2014 года № на земельный участок <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что право собственности на него не оформлено.
Предусмотренные Методикой базовые ставки арендной платы и коэффициенты к ним, а также порядок их определения, предусмотренный данным решением Совета депутатов города Мурманска, используются для расчета арендной платы за пользование земельными участками в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действующего до 01 марта 2015 года пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия Мурманской области как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, реализуются в соответствии с Законом Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области».
Правительство Мурманской области в области регулирования земельных отношений устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, а также порядок предоставления льгот по уплате арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (статьи 4, 33 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 года № 462-01-ЗМО).
Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки установлен пунктом 2 Положения.
Согласно пункту 2.3 Положения ставки арендной платы и регулирующие коэффициенты устанавливаются органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41) порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами городских округов, муниципальных районов с учетом Положения.
Из анализа приведенных положений Постановления Правительства Мурманской области следует, что размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может определяться, в том числе, исходя из базовой ставки арендной платы, утвержденной нормативным правовым актом городского округа.
Согласно пункту 1 Устава, принятого решением Совета депутатов города Мурманска от 10 марта 2006 года № 20-235, муниципальное образование город Мурманск наделено статусом городского округа.
Таким образом, положения пункта 2 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41, согласно которому предусмотренные Методикой базовые ставки арендной платы и коэффициенты к ним, а также порядок их определения, предусмотренный данным решением, используется для расчета арендной платы за пользование земельными участками в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена, а также положения пункта 3 решения соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154 -ПП/6.
Следовательно, нарушений положений пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также действующего до 01 марта 2015 года пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не допущено.
Формула расчета арендной платы, установленная пунктом 3 Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденной решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41, соответствует формуле расчета арендной платы исходя из базовой ставки арендной платы, определенной пунктом 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6.
Данные формулы имеют одинаковые составляющие: базовую ставку арендной платы, площадь земельного участка и регулирующие коэффициенты. Право органа местного самоуправления городского округа на определение размера базовой ставки арендной платы и регулирующих коэффициентов прямо предусмотрено пунктом 2.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6 и имеющего большую юридическую силу.
Введение пунктом 12 решения от 27 ноября 2014 года № 3-41 в формулу расчета мультипликатора (множителя), который на 2015 - 2017 годы установлен равным 0,5, само по себе не свидетельствует о несоответствии данной формулы расчета размера арендной платы формуле расчета, определенной нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, поскольку указанный мультипликатор имеет понижающее значение, является мерой антикризисного характера и не нарушает права ответчика.
В соответствии с пунктом 3.4 договора аренды земельного участка методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, может быть пересмотрена в одностороннем порядке в соответствии с решениями органа местного самоуправления.
В связи с указанным применение решения от 27 ноября 2014 года № 3-41, внесшего изменения в определение размера арендной платы, было согласовано с арендатором, измененные условия договора подписаны сторонами, протокол разногласий не составлялся. Указанные условия договора оспорены в установленном законом порядке не были.
Пунктами 1.1 и 1.2 Положения об арендной плате за использование муниципальных земель в границах города Мурманска, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 24 июня 2002 года № 16-154 (в редакции решения от 10 июня 2005 года № 10-129), установлено, что использование земли в городе Мурманске является платным. Формой платы за землю, представленную в аренду на основании постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка на условиях аренды, является арендная плата.
Поскольку плата за аренду земли относится к категории регулируемых цен, то в данном случае подлежит применению Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск.
Суд также соглашается с доводами представителя истца о том, что, согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договорам с собственником.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может служить основанием для освобождения фактического землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления самого пользователя.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно части 2 указанной статьи Кодекса договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что акцепт на заключение договора аренды на определенных в нем условиях был получен от гражданина в установленном порядке.
Факт использования земельного участка Фроловым В.Г. не оспаривается.
При этом ни при заключении договора аренды земельного участка и его предоставлении в пользование ответчику, ни в дальнейшем в период действия договора Фролов В.Г. несогласия с его условиями не выражал.
Доказательства несоответствия расчета задолженности требованиям действующего законодательства, а также уплаты арендных платежей в надлежащем размере ответчик суду не представил.
В связи с вышеизложенным ссылка стороны ответчика на то, что у Комитета имущественных отношений города Мурманска отсутствуют правовые основания для взыскания задолженности по арендной платы несостоятельна.
Расчет задолженности арендной платы, произведенный истцом, основан на условиях договора аренды и дополнительных соглашениях к нему, судом проверен, является математически верным и принимается.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по арендной плате за землю в размере 453 151 рубль 87 копеек.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Поскольку ответчиком обязательства по внесению арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, допускалась просрочка, с него подлежат взысканию пени за просрочку платежей.
Согласно представленному истцом расчету пени за период с 01 июня 2013 года 05 марта 2017 года составляют 188 074 рубля 72 копейки. Расчет неустойки также является правильным.
Вместе с тем, суд учитывает, что в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. При этом принимает также во внимание, что закон, устанавливающий конкретный размер неустойки (пени), не содержит изъятий из общих правил ее начисления и взыскания. Таким образом, законодательство предусматривает неустойку (пени) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Учитывая соотношение взысканной судом суммы основного долга и суммы неустойки, высокий процент договорной неустойки – 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, период просрочки, принимая во внимание обстоятельства спора, установленные в судебном заседании, а также то обстоятельство, что неустойка является способом обеспечения обязательства и не может служить средством извлечения прибыли и обогащения со стороны кредитора, суд приходит к выводу о явной несоразмерности суммы неустойки последствиям нарушения обязательства и уменьшает размер неустойки до 50 000 рублей, полагая, что данная сумма отвечает необходимым требованиям баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате нарушения ответчиком своего обязательства по уплате арендных платежей.
При таких обстоятельствах исковые требования Комитета имущественных отношений города Мурманска подлежат частичному удовлетворению.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 8231 рубль 52 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета имущественных отношений города Мурманска к Фролову В.Г. о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пеней за просрочку платежей – удовлетворить частично.
Взыскать с Фролова В.Г. в пользу Комитета имущественных отношений города Мурманска задолженность по арендной плате за период с первого квартала 2014 года по первый квартал 2017 года по состоянию на 05 марта 2017 года в размере 453 151 рубль 87 копеек, пени за просрочку платежей в сумме 50 000 рублей, а всего 503 151 рубль 87 копеек.
В удовлетворении требований Комитета имущественных отношений города Мурманска к Фролову В.Г. о взыскании пеней за просрочку платежей в сумме, превышающей 50 000 рублей, - отказать.
Взыскать с Фролова В.Г. в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 8231 рубль 52 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова