Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2012 ~ М-236/2012 от 02.05.2012

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса                     21 мая 2012 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Качиной Е.А., с участием прокурора Богачевой Н.Ю., представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района к Администрации <данные изъяты> сельского поселения об обязании сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов,

Установил:

В суд обратился прокурор <адрес> с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения со следующими требованиями:

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 860 м. южнее <адрес>, кадастровый номер , площадью 36 988 кв. м. в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований прокурором указано следующее:

Прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение». В ходе проверки было установлено, что твердые бытовые отходы и мусор вывозятся на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 860 м. южнее <адрес>, кадастровый номер , площадью 36 988 кв. м.

При проведении проверки установлено, что в период эксплуатации указанного объекта размещения отходов, качество почвы по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям не контролируется, инвентаризация и учет отходов не ведется, класс опасности и токсичности не определяется, мониторинг влияния на окружающую среду: состояние подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы не осуществляется, программа производственного контроля, регламент и режим работы, инструкция по приему отходов и мусора отсутствуют, ежеквартальный анализ проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО не производится, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного земельного участка для устройства полигона отходов санитарным правилам отсутствует, объект размещения отходов не имеет ограждения и обваловки.

Вывоз бытовых отходов и мусора на указанный земельный участок является незаконным, так как объект размещения бытовых отходов и мусора не соответствует требованиям законодательства.

Объект размещения бытовых отходов и мусора, расположенный на территории МО «<данные изъяты> сельское поселение» фактически выполняв функции полигона ТБО, в связи с чем, должен соответствовать требованиям законодательства, санитарных норм и правил. Дальнейшая эксплуатация при наличии указанных выше нарушений создает непосредственную угроз здоровью людей, может быть причиной для возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, загрязнения земель, водных объектов, атмосферного воздуха. В связи с чем, земельный участок, загрязненный бытовыми отходами и мусором подлежат очистке.

Ссылаясь на положения п. 18 ч.1 статьи 14 Федерального закона, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокурор указывает, что организация сбора вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значение поселения.

В обоснование требований прокурор, кроме того, сослался на положения ст.42 Конституции РФ, ст.ст.3, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 22 ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 1, 11, 12, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункты п. 2.1., 2.2., 2.3., 6.4, 6.9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" "Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01", ст. ст. 7, 77, 78, 79 ЗК РФ. (л.д.3-6).

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась указав на то, что сбор и вывоз бытовых отходов администрацией поселения организован. Вывоз производится на полигон, расположенный на территории Осинского городского поселения. Утилизация отходов относится к полномочиям муниципального района. Полигон бытовых отходов на территории <данные изъяты> сельского поселения отсутствует. Ранее постановлением главы Осинского муниципального района был утвержден проект границ земельного участка для размещения отходов, однако земельный участок предоставлен не был, правообладателя у него не имеется. Прокурор не указал, куда необходимо вывозить мусор. Полагает, что у прокурора отсутствуют полномочия по обращению в суд, поскольку обращения от граждан не поступали, права и интересы граждан не нарушаются.

Также пояснила, что указанная свалка появилась до образования <данные изъяты> сельского поселения. Мусор на нее вывозится не только жителями поселения. Денежные средства на вывоз мусора в бюджете не заложены. Не согласна со сроком указанным в исковом заявлении, полагая его излишне коротким.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

Постановлением Главы Осинского муниципального района от 29.12.2008. №1312 был утвержден проект границ и формирования земельного участка по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 860 м. южнее <адрес>, кадастровый номер , с целевое использование - земельные участки промышленных и бытовых отходов (л.д. 9).

Права собственности на указанный земельный участок не разграничены, что следует из кадастровой выписки (л.д.10-13).

17 апреля 2012 г. в ходе проверки, произведенной прокуратурой Осинского района с привлечением специалиста Осинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю на территории указанного земельного участка обнаружено размещение бытовых отходов и мусора, отсутствие ограждения, контроля поступающих отходов.

Данные обстоятельства следует из справки о проверке, фототаблицы (л.д.14-20).

Доказательства обратного - отсутствия на указанном земельном участке отходов и мусора как таковых либо их вывоза к моменту рассмотрения дела судом, либо принятию мер к их сбору и вывозу с данного участка, ответчиком не представлены.

Сведения о том, что на данном земельном участке в установленном законом порядке организована площадка для складирования твердых бытовых отходов либо полигон для их утилизации, ответчиком также не представлены.

Таким образом, суд считает установленным, что на земельном участке по адресу <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 860 м. южнее д.<адрес>, с кадастровым номером фактически располагается несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов на которую продолжается вывоз отходов населением.

Оценивая доводы искового заявления и установленные обстоятельства, суд исходит из следующего:

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;…

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления… подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;….

В силу ч.1,2,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные положения содержатся в ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Исходя из указанных выше норм, с учетом определений, установленных ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в полномочия муниципального поселения относятся организация сбора отходов - приема или поступления отходов от физических лиц и юридических лиц; транспортирования отходов - перемещения отходов с помощью транспортных средств; накопления отходов - временного складирования отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как следует из представленных в судебное заседание документов, какая-либо разрешительная документация на устройство площадки для складирования мусора и отходов на указанном прокурором земельном участке у <адрес> отсутствует.

Суд отмечает, что на указанном земельном участке фактически производится не временное складирование отходов, а собственно размещение отходов и мусора в виде его хранения, что следует из вышеуказанных акта проверки, а также того обстоятельства, что вывоз мусора с данного участка не производится.

То есть фактически данный участок являются объектом размещения отходов, не оформленным надлежащим образом, и не соответствующими требованиям санитарного законодательства.

Действующее законодательство, даже при надлежащей организации площадок для временного складирования отходов и мусора обязывает соответствующий орган местного самоуправления поселения организовать вывоз отходов на места его размещения (полигон, место использования или обезвреживания отходов).

В данном случае суд считает, что вывоз мусора и отходов <данные изъяты> сельским поселением с указанного прокурором земельного участка не организован, что следует из представленных суду доказательств.

Суд отмечает также, что обязанность по организации и сбора мусора, установленная законом, не связывает возникновение данной обязанности с наличием права собственности поселения на земельный участок, на котором расположены отходы.

То обстоятельство, что земельный участок, на котором располагается свалка, не является собственностью <данные изъяты> сельского поселения, не является основанием для освобождения от установленной законом обязанности по организации вывоза с него мусора и отходов в установленное место утилизации.

Таким образом, поскольку представленными документами подтверждается наличие на территории <данные изъяты> сельского поселения, на земельном участке собственность на который не разграничена, несанкционированной свалки бытовых отходов, подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по организации сбора и вывоза мусора и отходов с этого участка.

Доводы ответчика о том, что на органы местного самоуправления поселений не возложена обязанность по утилизации и переработке отходов, какого-либо значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку прокурор не требует возложения такой обязанности на администрацию <данные изъяты> сельского поселения.

Доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий по обращению в суд являются необоснованными.

Незаконное бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения выразившееся в непринятии мер по организации вывоза мусора и отходов с указанной несанкционированной свалки, явно нарушает права и законные интересы населения, то есть неопределенного круга лиц, на санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, прокурор был вправе, в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с указанным требованием к ответчику, не исполняющему самостоятельно установленные законом обязанности и не обеспечивающему права населения на благоприятную окружающую среду.

Оценивая доводы ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, суд исходит из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и являться основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.

Доводы ответчика о излишне коротком сроке указанном прокурором в исковом заявлении ничем не мотивированы. Мнение о необходимости установления кого-либо конкретного, более длительного срока, для организации работ по сбору и вывозу отходов ответчиком ничем не обосновано.

При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что действующим законодательством установлен месячный срок для обжалования решения суда и его вступления в законную силу, суд считает, что Администрация <данные изъяты> сельского поселения обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с указанных земельных участков в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в указанный прокурором срок - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным.

Данное обстоятельство не исключает право ответчика на обращение в суд с просьбой об отсрочке исполнения решения суда в порядке предусмотренном ст.203, ст.434 ГПК РФ, при наличии соответствующих обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,

Решил:

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> сельское поселение, в 860 м. южнее д.<адрес> кадастровый номер , площадью 36988 кв. м в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 25 мая 2012 г. к 15 часам.

Судья     Д.А. Пьянков

2-306/2012 ~ М-236/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в инт. неопред.круга лиц
Ответчики
Паклинское сельское поселение
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Пьянков Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
osa--perm.sudrf.ru
02.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2012Передача материалов судье
10.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2012Судебное заседание
25.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее