Дело № 2-2644/31-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова А.В., Попова В.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления и понуждении к передаче земельного участка и заключению договора аренды,
у с т а н о в и л:
Заявление предъявлено по тем основаниям, что постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ заявителям был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для благоустройства территории. Данный участок является смежным с земельным участком, принадлежащим заявителям на праве собственности и предоставленным под ИЖС. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заявителям было сообщено, что предоставление земельных участков для ведения личного приусадебного хозяйства не предусмотрено Правилами землепользования, в связи с чем предоставить земельный участок с кадастровым номером № для благоустройства и ведения личного приусадебного хозяйства не представляется возможным. Заявители просят суд признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, выразившееся в неисполнении постановления Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № и просят обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить нарушения прав заявителей путем предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка и понуждении заключить договоры аренды.
В судебном заседании заявитель Попов А.В. заявление поддержал, заявитель Попов В.В. в суд не явился, о рассмотрении дела извещен. Представитель заявителей Бирюков А.А., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрация Петрозаводского городского округа Калачева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Администрацию за предоставлением в аренду земельного участка, непосредственно прилегающего к основному кадастровый №, для благоустройства.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация подтвердила возможность предоставления земельного участка для благоустройства в указанной зоне, проинформировала о порядке предоставления земельного участка.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 272 кв.м. для благоустройства территории.
Данный участок является смежным по отношению к земельному участку, принадлежащему заявителям, на котором находится объект незавершенного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация проинформировала Попова А.В. и Попова В.В. о том, что в течении месяца с момента публикации в газете сообщения о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка в кадастровом квартале № заявлений от иных заинтересованных лиц не поступало, в связи с чем возможно выполнить кадастровые работы и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.
Постановлением № Администрация предоставила заявителям из земель населенных пунктов в аренду сроком на три года неделимый земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, для благоустройства территории, была установлена обязанность по оплате арендной платы.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Петрозаводского городского округа было принято постановление №, согласно которому постановление Администрации № отменено. Об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка Администрация Петрозаводского городского округа сообщила Попову А.В. письмом от ДД.ММ.ГГГГ
В целях заключения договора аренды ДД.ММ.ГГГГ заявители повторно обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с соответствующим заявлением.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом было сообщено Попову А.В., Попову В.В., что решение о предоставлении участка будет принято и заключение договора аренды состоится после определения рыночной стоимости земельного участка. При этом заявителям было разъяснено, что отсутствие здания, строения, сооружения на земельном участке, непосредственно примыкающем к испрашиваемому для благоустройства территории земельному участку, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Кроме того, указано, что предоставление земельных участков для ведения личного приусадебного хозяйства основными видами разрешенного использования на территории Петрозаводского городского округа не предусмотрено. В качестве основания для принятия такого решения были указаны положения ст. 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, ст. 37 ГрК РФ, пп. 8 п. 2.13 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам».
Заявители, не согласившись с действиями Администрации по отказу им в предоставлении земельного участка, обратились в суд.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Земельный участок испрашивается заявителями для благоустройства, то есть для целей, не связанных со строительством, что не оспаривается Администрацией. Порядок предоставления земельного участка для указанных целей определен ст. 34 ЗК РФ. Так, согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 ст. 34 ЗК РФ решения.
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.09.2010 N 26/45-896 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
На основании изложенного принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Петрозаводского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления городского округа. Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа и являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Заявители в установленном законом порядке обратились в Администрацию за предоставлением спорного участка. При этом на момент их обращения уже действовали указанные Правила землепользования и застройки в соответствии с которыми и было принято решение о предоставлении участка.
Установлено, что спорный участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи). Согласно ст. 38 Правил благоустройство и размещение малых архитектурных форм является вспомогательным видом использования участков, расположенных в указанной зоне, предельные размеры таких участков не установлены. Смежный со спорным участок находится в собственности заявителей и используется им для размещения индивидуального жилого дома (незавершенное строительство). Таким образом, предоставление участка для целей благоустройства в указанной зоне не противоречит указанным положениям Правил, в связи с чем оснований для принятия постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и решения об отказе в предоставлении участка у Администрации не было. Решение о предоставлении такого участка по заявлению заявителей уже было принято ранее Администрацией, никем не оспаривалось, с иными заявлениями заявители в Администрацию не обращался.
Кроме того, по мнению суда, распоряжение земельными участками должно осуществляться уполномоченным органом рационально, так как одной из целей такого распоряжения является, в том числе пополнение бюджета. Спорный участок не может быть сформирован для целей индивидуального жилищного строительства ввиду незначительности его площади, не испрашивается иными лицами для иных целей, органом местного самоуправления понесены расходы на его формирование. При таких обстоятельствах решение об отказе в его представлении по мотиву права органа местного самоуправления самостоятельно принимать и отменять свои ненормативные акты представляется не только не логичным, но и принятым вопреки исполнения возложенных на орган местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками.
С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителям в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось.
При таких обстоятельствах требования заявителей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, а нарушенные права должны быть восстановлены путем понуждения Администрации в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда заключить с Поповым А.В. и Поповым В.В. договоры аренды земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №
Так как от заключения договора аренды земельного участка Администрация уклонилась, приняв постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, то при исполнении решения суда договор аренды спорного участка должен быть заключен с заявителями в соответствии с законодательством (в том числе Республики Карелия), действующим в момент заключения соответствующего договора аренды.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с заинтересованного в пользу Попова А.В. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Администрации Петрозаводского городского округа, выразившиеся в не исполнении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Попова А.В., Попова В.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав заявителей путем отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда с Попов А.В., Попов В.В. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0180112:254 в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Попова А.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Тарабрина